Холопова В. Н.

Феномен музыки: монография
 
 
ISBN: 978-5-4458-6481-3
УДК: 781.21
ББК: 85.31
DOI: 10.23681/230073
 
Москва: Директ-Медиа, 2014
Number of pages: 384
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation

Монографическое исследование «Феномен музыки» продолжает направленность книги В.Н.Холоповой «Музыка как вид искусства» (М.,1990/91, 1994, СПб., 2000, 2002, 2014). Их общая задача — рассмотреть специфику музыки как вида искусства с позиций наиболее общих категорий. В «Феномене музыки» обстоятельно изложено само понятие музыки — в его историческом, эстетическом, философском, религиозном, математическом ракурсах. В отношении музыкального смысла уделено внимание музыкальному образу, музыкальным эмоциям, музыкальной интонации, музыке как языку; обоснованы разработанные автором теоретические понятия — специальное и неспециальное музыкальное содержание, три стороны музыкального содержания. Важен музыкально-психологический аспект, выраженный в проблемах сознательного и бессознательного в восприятии музыки, психологии музыкальной формы, слушательского восприятия.
Книга рассчитана и на музыкантов-профессионалов разных специальностей — музыковедов, композиторов, исполнителей, — и на ученых смежных гуманитарных областей — эстетиков, философов, психологов, лингвистов, культурологов, искусствоведов.

Contents

Список литературы

Аберт Г. В. А.Моцарт. Ч.1, кн.2. М.,1980.
Адорно Т. В. Типы отношения к музыке // Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.-СПб., 1999.
Алексеев Э., Волохов В., Головинский Г, Зараковский В. На путях исследования музыкальных вкусов // Советская музыка. 1973. № 1.
Алексеева И. В. Бассо-остинато и его роль в смысловой организации инструментальной музыки барокко. Дис….докт. иск. Новосибирск, 2006.
Альшванг А. Проблемы жанрового реализма (к 70-летию со дня смерти А. С. Даргомыжского) // Альшванг А. Избр. соч. Т.1. М.,1964.
Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.,1961.
Арановский М. Музыкальный текст. М., 1998.
Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
Асафьев Б. В. Избр. труды. Т.2. М.,1954.
Асафьев Б. В.Исторический год // Советская музыка. 1933. № 3.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. Л., 1971.
Асафьев Б. Речевая интонация. М.-Л., 1965.
Асафьев Б. В. Опыт обоснования природы и характера творчества Мусоргского // Асафьев Б. В. Избр. труды. Т.2. М.,1954. Т.3. М.,1954.
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М.,1965. СПб., 2006.
Бабаев Э. А. Ритмика азербайджанского дестгяха. Дис... канд. иск. М., 1984.
Балонов Л., Деглин В.Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.,1976.
Бандзеландзе Г. Этика. Тбилиси, 1979.
Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Л.,1957.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,1969.
Баркалая Н. Сверхискусство в творческом сознании Николая Обухова // Муз. академия. 2010. № 4.
Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.,2010.
Басин Е. Семантическая философия искусства. М.,1998.
Белик А. Культурология. Антропологические теории культур. Учебное пособие. М.,1999.
Белинский В. Г. <Идея искусства> // Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 тт. Т.3. М.,1978.
Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
Берденникова М. Гомилетические традиции в кантатном творчестве И.С.Баха // Музика і Бiблiя. Вып.4. Киïв, 1999.
Берлиоз Г. Критический очерк о Симфониях Бетховена // Берлиоз Г. Избр. статьи. М.,1956.
Берлиоз Г. Несколько слов о трио и сонатах Бетховена // Берлиоз Г. Избр. статьи. М.,1956.
Берлиоз Г. О подражании в музыке // Берлиоз Г. Избр. статьи. М.,1956.
Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Л.,1961.
Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Под общей ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Широзия, Ф. В. Бассина. Т.2. Тбилиси, 1978.
Блок А. Дневник. // Блок А. Полн. собр. соч. в 6 тт. Т.6. М.,1971.
Блок А. О назначении поэта // Блок А. Собр. соч. в 6 тт. Т.4. Л.,1982.
Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997, 2006, 2008.
Боэций А. М. С. Основы музыки. Подготовка текста, перевод и комментарий С. Н. Лебедева. М., 2012.
Бычков В. В. Эстетика. М., 2009.
Бычков Ю. Н. Религиозные аспекты музыкальной культуры древнего мира. URL: http://yuri317.narod.ru/index.htm
Бюхер К. Работа и ритм. СПб.,1899, М.,1923.
Вагнер К., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. М.,1993.
Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.,1975.
Виноградов В. В. Русский язык. М.,1972.
Власова Г., Короева Л. К вопросу о расщеплении эмоциональных значений и эмоциональных образов в процессе восприятия музыки // Искусство и эмоции: Материалы международного научного симпозиума. Пермь, 1991.
Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. Вып.1. М., 1970.
Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 4. М., 1967.
Воробьева Т. Исследование функциональной организации системы положительных эмоций. Дис. …докт. биол. наук. Харьков, 1976.
Воронцов Ю. Мы вступили в эпоху прощания с интонацией. Интервью с И.Севериной // Играем с начала. 2013. №3 (108).
Выготский Л. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. М., 1982.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.
Вышнеградский И. Пирамида жизни. М., 2001.
Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. / Перев. Г.Лароша. М., 1910.
Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т.1-14. М.-Л., 1929-1959. Т.12.
Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т.1. М., 1968. Т.3. М., 1971. Т.4. М., 1973.
Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М., 2001.
Герцман Е. Пропавшие столетия византийской музыки. СПб., 2002.
Гинзбург Л. Об интерпретации музыки XVIII века // Музыкальное исполнительство. Вып.8. М., 1973.
Гинзбург Л. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства // Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967.
Гинзбург Л. Пабло Казальс. М.,1958.
Глинка М. И. Письмо к В.Н.Кашперову 22.07.1856 // Глинка М.И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Т.2 б. М., 1977.
Глинка М. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Т.1. М., 1973.
Глядешкина З. И. Гармония мира как принцип музыки согласно «L’harmonie universelle» (1636) Марена Мерсенна. М., 2008.
Гнилов Б. Г. Персонально-стилевая ритмоформула С.В.Рахманинова // С. Рахманинов: на переломе столетий. Харьков, 2007.
Гнилов Б. Г. Ритмика Рахманинова в ее исторических связях. Дипл. раб. Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. М., 1985.
Гозенпуд А. Достоевский и музыка. Л., 1971.
Гороховская В. М. «Параметр экспрессии» в музыке ХХ века. Дипл. раб. Московская консерватория им. П.И.Чайковского. М., 1995.
Гудимова С. Музыкальная эстетика. М., 1999.
Гуренко Е. Г. Эстетика. Новосибирск, 2000.
Данова И. В. Специфика эмоциональной выразительности русской вокальной школы в сравнении с итальянской. Дипл. раб. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1993.
Джагацпанян К. А. Ритм национальной речи и музыки. Ереван, 1986.
Дидро Д. Собрание сочинений в 10 тт. Т.5. М.-Л., 1936.
Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской. Публ., перевод, исслед. и коммент. Вл. Протопопова. М., 1979.
Дневник Делакруа. М., 1959.
Додонов Б. Эмоции как ценность. М., 1978.
Дорфман Л. Способы существования эмоций в человеке и искусстве // Искусство и эмоции. Материалы международного научного симпозиума. Пермь, 1991.
Елатов В. По следам одного ритма. Минск, 1974.
Еннер Г. Брамс как учитель // РМГ. 1913. № 34-35.
Есперсен О. Философия грамматики. М.,1958.
Ефимова Р. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. М., 1998.
Жданов В. Ф. Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения. Дис. …канд. иск. М., 1993.
Житомирский Д. Скрябин А. Н. // Музыкальная энциклопедия. Т.5. М., 1981.
Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского. М., 1980.
Зак В. Об «устойчивых интонационных комплексах» // Б.В.Асафьев и советская музыкальная культура. М., 1986.
Зак В. О закономерностях песенной мелодики. М., 1990.
Зак В. О мелодике массовой песни. М., 1979.
Зализняк А. Заметки о словах: общение, отношение, чувства, эмоции // Зализняк А., Левонтина И., Шмелев А. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005.
Зарипов Р. Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М., 1983.
Земцовский И. По следам веснянки из фортепианного концерта П.Чайковского. Л., 1987.
Земцовский И. И.Семасиология музыкального фольклора // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
Иванченко Г. Общее и особенное в восприятии музыки // Искусство и эмоции. Пермь, 1991.
Ивашкин А. В. Канон в музыке как эстетически принцип. Дис… канд. иск. М., 1978.
Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964.
Ильина Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. 1971.
Инайятхан Х. Мистицизм звука. М., 1997.
Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Инграден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
Каган М. С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. Ч.2. Л., 1964.
Каган М. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.
Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании. М., 1998.
Казанцева Л. П.Музыкальное содержание в контексте культуры. Астрахань, 2009. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания. Астрахань, 2001, 2009.
Казанцева Л. П. Хрестоматия по теории музыкального содержания. Астрахань, 2006.
Казелла А. Модернизм в музыке // Современная музыка. 1926. № 17-18.
Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII- начала XIX веков. М., 1996.
Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М., 1997.
Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М., 2004.
Климовицкий А. О творческом процессе Бетховена. Л., 1979.
Кобекин В. «Загадка Орфея» // Муз. академия. 1995. № 3.
Коган Г. Избранные статьи. Вып.2. М., 1972.
Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1968.
Коган Г. Рахманинов-пианист // Советская музыка. Сб.4. М.-Л., 1945.
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М., 1976.
Козлов А. Истоки и развитие. М., 2001.
Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. Оренбург, 2006, «Либроком», 2007, 2009, 2012.
Комарницкая О. В. Русская опера второй половины ХХ – начала ХХI веков: жанр, драматургия, композиция. М., 2011.
Консон Г. Р. Метод целостного анализа художественных текстов. М., 2012.
Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. Л., 1979.
Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М., 2002.
Кремлёв Ю. Интонация и образ в музыке // Интонация и образ. М., 1965.
Кремлёв Ю. Русская мысль о музыке. М., 1954.
Кудряшов А. Ю. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха). Дис. ….канд. иск. М., 1994.
Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв. СПб., 2006, 2010.
Кузнецов И. Полифония в русской музыке ХХ века. Вып. 1. М., 2012.
Кузнецов Ю. М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора. М., 2007.
Куницкая Р. Французские композиторы ХХ века. М., 1990.
Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М., 1973.
Купровкая-Денисова Е. О. Музыка, вышедшая из себя, или искусство перенасыщения // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 г. М., РАМ им. Гнесиных, 2013.
Курт Э. Музыкальная психология. Минск, 2007.
Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.
Ландовская В. О творениях и игре Шопена // РМГ. 1910. № 9-10.
Лапинский И. «Виртуозы Москвы» в Киеве. Зал аплодировал стоя // Финансовая Украина. 17.12.1996.
Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. М., 1974.
Левко О. А. Пути обновления жанра камерно-инструментального ансамбля в творчестве русских советских композиторов 60-70-х годов. Дис… канд. иск., М., 1988.
Ленц В. Воспоминания о Шопене // РМГ. 1910. № 18-19. № 24-25.
Леонтьев А. Избранные психологические произведения. Т.1. М., 1983.
Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 2003.
Лист Ф. Ф. Шопен. М., 1958.
Лобанов П. В. А. Н. Скрябин – интерпретатор своих композиций. М., 1995.
Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
Лосев А. Из ранних произведений. М., 1990.
Лосев А. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
Лосев А.Языковая структура. М., 1983.
Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
Любовский Л. Что есть музыка. Казань, 1993, 2000.
Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М., 1978.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1986
Мазель Л. А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.
Маклыгин А. Фактурные формы сонорной музыки // Laudamus. К 60-летию Юрия Николаевича Холопова. М., 1992.
Маковский М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1956.
Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Ташкент, 1986.
Маркус С. История музыкальной эстетики. Т.2. М., 1968.
Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М., 1980.
Медушевский В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы. Дис. …докт. иск. М., 1984.
Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
Медушевский В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций // Советская музыка. 1973. № 8.
Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
Метрин Е. «Смешанные чувства» Роберта Шумана // Музыкальное содержание: наука и педагогика. М.-Уфа, 2002.
Мислер Н., Боулт Д.Э. Филонов. Аналитическое искусство. М., 1990.
Михайлов А. Концепция произведения искусства у Теодора Адорно // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.
Михайлов А. Музыка в истории культуры. М., 1998.
Михайлов А. В. Проблема стиля и этапы развития литературы Нового времени // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.
Михайлова А. А. Художественный образ как динамическая целостность. М., 1976.
Молодые российские композиторы. М., 2010.
Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. М.-Л., 1977.
Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т.1. М., 1981. Т.2. М., 1982.
Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971.
Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.
Музыкальная эстетика Франции XIX века. М., 1974.
Мусоргский М. Письма. Биографические материалы и документы. М., 1971.
Мэрриэм А. Африканская музыка // Очерки музыкальной культуры Тропической Африки. М., 1973.
На уроках Антона Рубинштейна / Ред-сост. Л.А.Баренбойм. М.-Л., 1964.
Наумов А. Сфинксы. К вопросу о «вложенной» интерпретации // Festschrift Валентине Николаевне Холоповой. Науч. тр. Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского. Сб.63. М., 2007.
Нейгауз Генрих Густавович. М., 1975.
Никитина И. П. Эстетика. М., 2012.
Носина В. Б. Символика музыки И.С.Баха. М., 2004.
Одоевский В. Ф. Русские ночи // Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 тт. Т.1. М., 1981.
Озерская О. Эстетические взгляды композитора Юрия Воронцова // Муз. академия. 2012. № 4.
Орлова Е. М. Исследование Б. В. Асафьева «Музыкальная форма как процесс» // Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд. 2-е. Л., 1971.
Орлова Е. Петр Ильич Чайковский. М., 1980.
Очеретовская Н. Содержание и форма в музыке. Киев, 1984. Л., 1985.
Патетический порыв и магическая сила. Из истории духовной триады: Скрябин, Бердяев, Вышнеградский. Публ. О.Томпаковой // Муз. академия. 1999. № 4.
Петр Сувчинский и его время. М., 1999.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1994.
Плескач Н. М. Психологические механизмы музыкального переживания личности на примере анализа прелюдий Ф.Шопена. Дипл. раб. МГУ им. М.В.Ломоносова. Факультет психологии. М., 2013.
Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.
Поспелова Р.Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М., 2009.
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.
Прокопович Феофан. Соч. М.-Л., 1961.
Просняков М. Т. Парадигма сферы в творчестве К.Штокхаузена // Ad musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова. М., 2008.
Раабен Л. Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.1. М., 1962.
Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.
Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М., Знание. Серия: педагогика и психология. 1980. № 7.
Раппопорт С. Художественное представление и художественный образ // Эстетические очерки. Вып.3. М., 1973.
Рахманинов С. В. Литературное наследие. Т.1. М., 1978.
Ремпель Л. И. Изобразительный канон в стилистике форм на Среднем Востоке // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Т.1. М.,1955.
Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. Т.1. М.,1983.
Рунин Б. М. Вечный поиск. М.,1964.
Руубер Г. О закономерностях художественного восприятия. Таллин, 1985.
Ручьевская Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения // Ручьевская Е. А. работы разных лет. Т.1. СПб., 2011.
Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
Рыжкин И. Введение в эстетическую проблематику музыкознания. М., 1979.
Сабанеев Л. Скрябин. М.-Петроград, 1923.
Савенко С. К вопросу о единстве стиля Стравинского // И.Ф.Стравинский. М., 1973.
Савенко С. О стилистических тенденциях творчества Лигети // Д.Лигети. Личность и творчество. М., 1993.
Савенко С. Позднее творчество И.Ф.Стравинского. К проблеме единства стиля // Из истории русской и советской музыки. Вып.2. М., 1976.
Сайфуллина Г. Музыка священного слова. Казань, 1999.
Самвелян Т. Э. Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена. Дис…. канд. иск. М., 2000.
Сапонов М. Искусство импровизации. М., 1982.
Сапонов М. Менестрели. М., 2004.
Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. / Ред.- сост. В. Ценова. М., 1999.
Серов А. 1-й концерт Русского музыкального общества (1867) // Серов А. Критические статьи. Т.4. СПб., 1895.
Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга вторая. М., 2007.
Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.
Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века. М., 2004.
Соколов А. С. Глава VIII Спектральный метод // Теория современной композиции. М., 2005.
Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. М., 1992.
Соколов С. Н. К вопросу о структуре и форме канона в классической живописи Дальнего Востока // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
Соломина Е. Какие музыкальные ассоциации возникают с нашей страной? // Сургутская трибуна. 09.06.1998.
Сохор А. Музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976.
Сохор А. Музыка как вид искусства // Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. Л., 1981.
Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке // Сохор А.Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. Л., 1981.
Сохор А. Этические основы бетховенской эстетики // Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. Л., 1981.
Старчеус М. С. Личность музыканта. М., 2012.
Старчеус М. С. Система фигуро-фоновых связей в музыке (к проблеме направленности произведения на слушателя). Дис….канд. иск. Минск, 1982.
Старчеус М. С. Слух музыканта. М., 2003.
Стасов В. В. Избр. соч. в 3 тт. Т.2. М., 1952.
Степанова И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М., 1999.
Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
Сувчинский П. Понятие времени и музыка // Муз. академия. 2001. № 1.
Султанова Р. Р. Ритмика вокальных частей Шашмакома. Дис…. канд. иск. Ташкент, 1987.
Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.
Теория современной композиции / Отв. ред. В.С.Ценова. М., 2005.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.
Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22 тт. Т.22. М., 1985.
Трейси Х. Социальная роль африканской музыки // Очерки музыкальной культуры Тропической Африки. М., 1973.
Третьякова А.В. Концепты звука и слова в произведениях В.Тарнопольского конца ХХ – первого десятилетия XXI века. Дис. …канд. иск. РАМ им. Гнесиных. М., 2012.
Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965.
Ферапонтова Е. Яннис Ксенакис. Вокальное творчество. М., 2011.
Франтова Т. Полифония А.Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века. Ростов-на-Дону, 2004.
Ханнанов И. Дэвид Хюрон. Приятные предчувствия. Музыка и психология ожидания. Бостон. MIT Press, 2006. 462 с. // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4).
Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987.
Холопов Ю. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М., 1978.
Холопов Ю. О сущности музыки // Sator. Tenet. Opera. Rotas. Юрий Николаевич. Холопов и его научная школа. М., 2003.
Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М., 2008.
Холопова В. Н. Алексей Любимов. М., 2009.
Холопова В. Н. Восприятие музыки слушателем // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы международной научно-практической конференции 17-18.11.13. Казань, 2013.
Холопова В. Как назвать ХХ век в музыке? // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения. СПб., 2012.
Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. М., 2010.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. М.,1990/91, 1994, СПб., 2000, 2002.
Холопова В. Музыкальная теория имени Владимира Зака // Владимир Зак. Человек и музыкант. Статьи. Воспоминания. Материалы. Boston- New York, 2009.
Холопова В. Н. Музыкальные эмоции. М., 2010, 2012.
Холопова В. Н. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М., 2002.
Холопова В. Понятие «музыка» // Муз. академия. 2003. № 4.
Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
Холопова В. Н. Содержательные парадигмы музыкально-исторических эпох (к инновациям в российском музыкальном образовании) // Музыкальное искусство и образование. Вестниккафедры ЮНЕСКО. 2013. № 3.
Холопова В. София Губайдулина. Монография. Интервью Э.Рестаньос С. Губайдулиной. М., 2011.
Холопова В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М., 2008.
Холопова В. Н. Специальное и неспециальное содержание Симфонии ор.21 Веберна (II часть) // Музыкальное искусство: история и современность. Астрахань, 2009. То же. Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения. СПб., 2012.
Холопова В. Н. Теория музыкального содержания как наука // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1.
Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. М.-Уфа. 2002. URL:http://www.kholopova.ru
Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999, 2001, 2006, 2013.
Холопова В. «Эмоциональная форма» у Чайковского. Опыт постановки проблемы // П.И.Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып.2. М., 2003.
Холопова В. Эстетика и психология музыкальной композиции // Муз. академия. 2011. № 1.
Холопова В. Язык музыкальный и словесный: их системное сопоставление // Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Науч. тр. Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского. Сб.36. М., 2002.
Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. М., 1984.
Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Музыка Веберна. М., 1999.
Царлино Дж. Установления гармонии // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964.
Цуккерман В. О некоторых особых видах целостного анализа // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. [Вып.1] М., 1970.
Чайковский П. Второе симфоническое собрание. – Бенефис г-жи Патти // Чайковский П. Полн. собр. соч. Т.2. Литературные произведения и переписка. М., 1953.
Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М., 1953.
Чайковский П. И. О музыке, жизни, о себе. Л., 1970.
Чайковский П.И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Т.7. М., 1962. Т.9. М., 1965. Т.14. М., 1974.
Чередниченко Т. Избранное. М., 2012.
Чередниченко Т. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки. Вып.5. М., 1983.
Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.
Шаймухаметова Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М., 1999.
Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. М., 1998.
Шалтупер Ю. О стиле Лютославского 60-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М., 1975.
Шендерова Д. В. Целостный образ в музыкальном творческом процессе. Дипл. раб. Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. М., 1993.
Шнитке А. Изображение и музыка - возможности диалога. Беседа с Е.Петрушанской // Искусство кино. 1987. № 9.
Шопен Ф. Письма. В 2 тт. Т.1. М., 1982.
Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет. Беседа с С.Савенко // Советская музыка. 1990. № 10.
Штокхаузен К. Четыре критерия электронной музыки // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян и В. С. Ценова. М., 2009.
Шульгин Д. И. К проблеме формообразующего значения тембра в сочинениях Александра Вустина // Ad musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова. М., 2008.
Шульгин Д. И. Музыкальные истины Александра Вустина. М., 2008.
Шуман Р. Критические статьи о Шопене // Советская музыка. 1935. № 5.
Шушкова О. «Критический музыкант» И.А.Шайбе (от барокко к классицизму) // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М., 1989.
Щедрин Р. Извечная ценность музыки. Интервью с В.Холоповой // Правда. 16.09.1988.
Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Ереван, 1988.
Эпштейн Е.Семь лет триумфа // Парламентская газета. 08.07.2001.
Юзефович В. С Рождественским о Рождественском // Музыкальное исполнительство. Сб.10. М., 1979.
Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
Ярбус А. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965.
Agawu V. K. Playing with sings: a semiotic interpretation of classic music. Princeton, New Jersey, 1991.
Broechx J. Behind and beyond “Reason. Emotion and Music” // Communication and Cognition. Vol. 19 (2). 1986.
Clynes M. Music beyond the score // Communication and Cognition.Vol.19 (2). 1986.
Dahlhaus C. Die Idee der absoluten Musik. Leipzig, 1979.
Dahlhaus C. Neue Musik als historische Kategorie // Musica. 1968.
Dahlhaus C. Vorwort // Beiträge zur musikalischen Hermeneutik, hrsg. von C.Dahlhaus. Regensburg, 1975.
Daniélou A.Sémantique musicale. Essai de psychophisiologie auditive. Paris. 1967.
Die Reihe2: Anton Webern. Dokumente…Analysen.Wien-Zürich-London. 1955.
Huber A.G. Ethos und Myphos der Rhythmen. Strasbourg-Zürich, 1947.
Karbusicky V. Grundriss der musikalischen Semantik. Darmstadt, 1986.
Koch H.Ch. Versuch einer Einleitung zur Composition. 1782-93.
Kretschmar H. Gesammelte Aufsätze über Musik. Bd.2. Leipzig, 1911.
Kropfinger K. Der musikalische Strukturbegriff bei E.T.A.Hoffmann // Bericht über internationalen musikwissenschaftlichen Kongress (Bonn, 1970). Kassel, 1973.
Kurth E. Bruckner. Bd.1.Berlin, 1925.
Kurtz M. Stockhausen. Eine Biographie. Bärenreiter Kassel&Basel, 1988.
Marret R. Preanimistic Religion //Folk-Lore, 1899.
Mattheson J. Der vollkommene Kapellmeister. Hamburg, 1739.
Meyer L.B. Emotion and meaning in music. University of Chicago Press., 1956.
Mozart L. Gründliche Violinschule. 1756, 1769-70.
Quantz J.J.Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. 1752.
Ratner L. Classic music: expression, form, and style. New York, 1980.
Ratner L. Topical content in Mozart’s keyboard sonatas // Early music. 1991. № 19 (4).
Riemann-Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967.
Riepel J. Gründliche Erklärung, der Tonordnung… 1757.
Schering A. Beethoven und Dichtung. Berlin, 1936.
Stadlen P. Serialism reconsidered // The Score a Music Magazine. 1958, Febr.
Swain J.P. Musical languages. N.Y. W.W.Norton&Co, Inc, 1997.
Tagg Ph. Introductory notes to the semiotics of music. Version 3. Liverpool / Brisbane. 1999. July.
Weber C.M. Von Tonkünstlers Leben // Weber C.M. von. Kunstansichten. Leipzig, 1975.

MARC record