Матюшкин А. М.

Проблемные ситуации в мышлении и обучении: монография
 
 
ISBN: 978-5-4458-9869-6
УДК: 155.5
ББК: 88.251.31
 
Москва: Директ-Медиа, 2014
Number of pages: 274
Наследник автора: Матюшкина А.А.
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
В данной работе известного психолога А. М. Матюшкина раскрываются основные идеи и их психологические основания, способствующие выработке дидактических приемов, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Анализируются результаты психологических исследований, помогающих совершенствовать процесс обучения.

Contents

Список литературы

Психологические вопросы проблемного обучения:
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. «Вопросы психологии», 1955, № 6.
Анохин П. К. Физиология и кибернетика. В сб. «Философские вопросы кибернетики». М., 1961.
Анцыферова Л. И. Роль анализа в познании причинно-следственных отношений. В сб. «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения». М., Изд-во АН СССР, 1960.
Берг А. И. (ред.) Кибернетика и проблемы обучения. Изд-во «Прогресс». М., 1970.
Бернштейн Н. А. О построении движений. М., Медгиз, 1947.
Бернштейн Н. А. Пути и задачи физиологии активности. «Вопросы философии», 1961, № 6.
Блонский П. П. Развитие мышления школьника. «Избранные психологические произведения». М., «Просвещение», 1964.
Блонский П. П. Память и мышление. «Избранные психологические произведения». М., «Просвещение», 1964.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М., «Просвещение», 4966.
Богоявленский Д. Н. Орфография и творческое письмо. «Русский язык в школе», 1948, № 2.
Богоявленский Д. И. Развитие самостоятельности мышления школьников как основа активных методов обучения. В сб. «Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968.
Брушлинский А. В. О детерминации мыслительного процесса. «Советская педагогика», 1965, № 10.
Брушлинский А. В. Роль анализа и абстракции в познании количественных отношений. В сб. «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения». М., Изд-во АН СССР, 1960.
Брушлинский А. В. Психология творчества: некоторые итоги и перспективы. «Коммунист», 1967, № 5.
Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., «Мысль», 1970.
Веккер Л. М. О сигнальной функции психического. «Вопросы психологии», 1955, № 4.
Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Изд-во ЛГУ, 1964.
Веккер Л. М. и Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении. «Вопросы философии», 1961, № 4.
Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., «Просвещение», 1969.
Винер Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине. М, «Советское радио», 1958.
«Возрастные возможности усвоения знаний», под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., «Просвещение», 1966.
Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М, Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. «Исследования мышления в советской психологии». М., «Наука», 1966.
Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В сб. «Психологическая наука в СССР», т. I. M., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М., Медгиз, 1958.
Давыдов В. В. Связь теорий обобщения с программированием обучения. В сб. «Исследования мышления в советской психологии», М., «Наука», 1966.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Автореферат докт. дисс. М., 1970.
Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс», 1965.
Дункер К., Кречевский И. О процессе решения задач. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс», 1965.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Берлин, Госиздат РСФСР, 1922.
Жинкин Н. Н. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., «Просвещение», 1964.
Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий. М., «Просвещение», 1965.
Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении. «Советская педагогика», 1967, № 9.
Занков Л. В. О начальном обучении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Занков Л. В. (ред.) Развитие учащихся в процессе обучения. М, Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., «Просвещение», 1967.
Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Зыкова В. И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических знаний. М., Учпедгиз, 1955.
«Исследования мышления в советской психологии», отв. ред. Е. В. Шорохова. М., «Наука», 1966.
Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления. В кн. «Психологическая наука в СССР», т. I. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Костюк Г. С, Менчинская Н. А., Смирнов А. А. Актуальные задачи школы и проблемы психологии обучения. «Вопросы психологии», 1963, № 5.
Крутецкий В. А. Опыт анализа способностей к усвоению математики у школьников. «Вопросы психологии», 1959, № 1.
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., «Просвещение», 1968.
Кудрявцев Т. В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М., «Высшая школа», 1964.
Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Автореферат докт. дисс. М., 1971.
Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М., «Педагогика», 1970.
Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., «Педагогика», 1971.
Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М., «Просвещение», 1966.
Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., Изд-во АПН РСФСР, 11960.
Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. «Известия АПН РСФСР», вып. 7. М., Изд-во АПН РСФСР, 1947.
Леонтьев А. Н. Опыт экспериментального исследования мышления. В сб. «Доклады на совещании по вопросам психологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.
Леонтьев А. Н. Обучение как проблема психологии. «Вопросы психологии», 1957, № 1.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Леонтьев А. Н. Мышление. «Вопросы философии», 1964, № 4.
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., «Прогресс», 1970.
Ломов Б. Ф. Человек и техника. «Советское радио». М., 1966.
Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., «Просвещение», 1966.
Люблинская А. А. Ранние формы мышления ребенка. В сб. «Исследования мышления в советской психологии». М., Изд-во «Наука», 1966.
Майер Н. Мышление человека. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс», 1965.
Мальтцман И. Мотивация и направленность мышления. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс», 1966.
Матюшкин А. М. Исследование психологических закономерностей процесса анализа. «Вопросы психологии», 1960, № 3.
Матюшкин А. M. Некоторые проблемы психологии мышления. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс», 1966.
Матюшкин А. М. К проблеме «шага» процесса усвоения. «Новые исследования в педагогических науках», вып. VI. М., «Просвещение», 1966.
Матюшкин А. М. Психологические принципы адаптивных систем обучения. «Новые исследования в педагогических науках», вып. X. M., «Просвещение», 1967.
Матюшкин А. М. Психологические проблемы программированного обучения. «Вопросы психологии», 1971, № 3.
Матюшкин А. М. Теоретические вопросы проблемного обучения. «Советская педагогика», 1971, № 7.
Менчинская Н. А. К проблеме психологии усвоения знаний. «Известия АПН РСФСР», вып. 61, 1954.
Менчинская Н. А. Психология усвоения понятий. «Известия АПН РСФСР», вып. 28, 1960.
Менчинская Н. А. (ред.) Психология применения знаний к решению учебных задач. М., Изд-во АПН РСФСР, 1968.
Менчинская Н. А. (ред.) Применение знаний в учебной практике школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Менчинская Н. А. Задача в обучении. «Педагогическая энциклопедия», т. 2. ?., 1965.
Менчинская Н. А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971 (ротапринт).
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. (Психическое развитие в процессе обучения). Автореферат докт. дисс. М., 1971.
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., «Прогресс», 1964.
«Мышление и речь». Сб. под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина. M., 1963.
Пойа Д. Как решать задачу. М., Учпедгиз, 1959.
Пойа Д. Математическое открытие. М., «Наука», 1970.
Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
«Проблемы эвристики». Сб. статей под ред. В. Н. Пушкина, Д. А. Поспелова, В. Н. Садовского. М., «Высшая школа», 1969.
«Проблемы научного творчества в современной психологии». Сб. под ред. М. Г. Ярошевского. М., «Наука», 1971.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., «Просвещение», 1969.
«Развитие учащихся в процессе обучения», под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. Сб. «Психологическая наука в СССР», т. I. М., 1956.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., Изд-во АН СССР, 1958.
Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. «Вопросы психологии», 1960, № 3.
Рубинштейн С. Л Очередные задачи психологического исследования мышления. В сб. «Исследования мышления в советской психологии». М., «Наука», 1966.
Секей Л. Знание и мышление. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс», 1965.
Секей Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс», 1965.
Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения, т. I. Изд-во АН СССР, 1952.
Скороходова О. И. Как я воспринимаю окружающий мир. М., Изд-во АПН РСФСР, 1947.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., «Просвещение», 1966.
Славская К. А. Мысль в действии. М., Политиздат, 1968.
Славская К. А. Процесс мышления и актуализация знаний. «Вопросы психологии», 1959, № 3.
Славская К. А. Детерминация процесса мышления. В сб. «Исследование мышления в советской психологии». М., «Наука», 1966.
Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей. В сб. «Обучение и воспитание слепоглухонемых». «Известия АПН РСФСР», 1962, № 121.
Соловьев И. М. Познавательная деятельность при решении арифметических задач глухими и слышащими школьниками. В сб. «О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. Изд-во МГУ, 1969.
Теплов Б. М. К. вопросу о практическом мышлении. «Ученые записки МГУ им. М. В. Ломоносова», 1946.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1947.
Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., Изд-во «Наука», 1966.
Уивер Г., Мадден Е. О направленности при решении задач. В сб. «Психология мышления». М., «Прогресс»,1965.
Фридман Л. М. Психологический анализ задач. Сообщения I–IV. «Новые исследования в психологии и возрастной физиологии», 1970, № 1–2; 1971, № 1–2.
Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., «Просвещение», 1968.
Элиава Н. Л. Мыслительная деятельность и установка. В сб. «Исследования мышления в советской психологии». М., «Наука», 1966.
Якиманская И. С. Восприятие и понимание учащимися чертежа и условий задачи в процессе ее решения. В сб. «Применение знаний в учебной практике школьников», под ред. Н. А. Менчинской. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.–Л., 1934.
Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., «Знание», 1971.
Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., Политиздат, 1971.
Принципы и методы проблемного обучения:
Айзерман Л. С. Проблемное обучение и вопросы литературы. М., 1967.
Айзерман Л. С. О проблемном изучении в школе комедии «Горе от ума». М, 1966.
Александров А. И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М., «Просвещение», 1964.
Аристова Л. П. Активность учения школьника. М., «Просвещение», 1968.
Артемьева Г. В. Проблемное обучение обществоведению. Автореферат канд. дисс. Л., 1967.
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
Бакеева М. К. Пути познавательной деятельности учащихся татарских школ на уроках русского языка. Таткнигоиздат, 1970.
Богданова Д., Мороз Л. К вопросу о проблемных ситуациях. «Профессионально-техническое образование», 1966, № 12.
Ботвинников А. Д. Об основных направлениях классификации и исследования способов решения учебных графических задач. М., 1966.
Вахтеров В. Л. Предметный метод обучения. М., 1918.
Вершловский С. Г., Лесохина Л. Н. Воспитание словом. Л., «Знание», 1971.
Вилькеев Д. В. Роль гипотезы в обучении. «Советская педагогика», 1967, № 6.
Вилькеев Д. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном обучении. КазГПИ, 1967.
Вилькеев Д. В. Противоречия познания в школьном обучении. «Ученые записки КазГПИ», 1970.
Вилькеев Д. В. Постановка проблемных вопросов при изучении основ наук в вечерней (сменной) школе. «Советская педагогика», 1965, № 9.
Володина Г. В. Некоторые элементы проблемного обучения в теме «Климат СССР» в VII классе. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», вып. 300. М., 1968.
Волков А. Ф. Активизация учащихся на уроке русского языка. «Русский язык в школе», 1969, № 5.
Всесвятский Б. В. Метод исканий (исследовательский) и новые программы. «На путях к новой школе», 1924, № 4–5.
Всесвятский Б. В. Исследовательский метод в работе по новым программам. В кн. «Программы ГУСа и общественно-политическое воспитание». М., 1925.
Вяткин Л. Г. Методика проблемного обучения. Саратов, 1971.
Гебос А. И. Зависимость эффективности программированного обучения от способов активизации познавательной деятельности учащихся. Автореферат канд. дисс. М., 1970.
Герд В. А. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы II гр. «Жизнь и знание», 1917.
Гиршман M. M. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении состава слова. «Русский язык в школе», 1962, № 4.
Гора П. В. Новые данные методической науки – в школьную практику. «Преподавание истории в школе», 1966, № 6.
Гора П. В. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения учебного материала учителем. «Преподавание истории в школе», 1961, № 5.
Горелик Ф. Б. Подготовка учащихся к самостоятельному анализу явлений современности. Сб. «Преподавание истории в старших классах». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Гольдин И. И. Проблемные ситуации на уроках технической механики. «Профессионально-техническое образование», 1966, № 4.
Волчегурский Л. А., Косогов В. Д., Корчинский Е. П. Проблемное обучение: поиски и решения. «Профессионально-техническое образование», 1966, № 6.
Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М., «Просвещение», 1969.
Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., «Просвещение», 1966.
Дайри Н. Г. Изучение темы «Французская буржуазная революция XVIII в.» в VIII классе. М., Учпедгиз, 1995.
Дайри Н. Г. О методических вариантах уроков истории. М., Учпедгиз, 1958.
Дайри Н. Г. Проверка знаний и познавательная деятельность класса. Исследование в обучении истории. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Дайри Н. Г. Об уроках с проблемным изложением и логическим заданием. «Преподавание истории в школе», 1965, № 1.
Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М., Учпедгиз, 1960.
Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. «Советская педагогика», 1961, № 8.
Данилов М. А. Ленинская теория познания и процесс обучения. «Советская педагогика», 1968, № 1.
Дудин В. Ф. Об активности учения школьника. «Советская педагогика», 1970, № 1.
Еникеев М. И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изложении знаний учителем. Автореферат канд. дисс. М., 1962.
Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., Учпедгиз, 1961.
Жариков В. Е. Гносеологический смысл постановки проблемы. «Вопросы философии», 1964, № 1.
Жуйков С. Ф. Формирование самостоятельного мышления первоклассников. «Начальная школа», 1967, № 2.
Жуйков С. Ф. Проблема активизации учащихся в психологии обучения. «Советская педагогика», 1966, № 8.
Жуйков С. Ф. Развитие активности детей и молодежи в процессе обучения и воспитания. «Советская педагогика», 1966, № 1.
Заботин В. В. О развитии проблемного видения у школьников. «Советская педагогика», 1971, № 2.
Загвязинский В. И. Познавательные задания при изучении обществоведения. «Преподавание истории в школе», 1967, № 3.
Загвязинский В. И. Противоречия процесса учения. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1971.
Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М., «Просвещение», 1968.
Зайчик М. Ю. Использование в обучении творческих задач из практики (на примере электротехники). «Известия АПН РСФСР», вып. 126, 1963.
Зайчик М. Ю. Задачи по электротехнике как средство приобретения новых знаний. «Известия АПН РСФСР», вып. 126, 1963.
Зильберман Б. Г. Проблемные задания в процессе изложения новых знаний как средство развития познавательной самостоятельности учащихся вечерней школы. Автореферат канд. дисс. Л., 1968.
Иванкова Н. Исследовательский метод в обучении. Ростов, 1969. «Из опыта проблемного обучения», под ред. Т. В. Кудрявцева. М., «Высшая школа», 1967.
Илейчев П. Эффективность проблемного обучения. «Народное образование», 1967, № 3.
Ильницкая И. А. Проблемные ситуации на уроках литературы в VII классе (при изучении поэм М. Ю. Лермонтова). В сб. «Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении», под ред. И. Т. Огородникова. М., 1971.
«Исследовательский метод в обучении» (сб.). Ростов-на-Дону, 1969.
Кадин Г. Б. Проблемные ситуации в обучении. «Среднее специальное образование», 1963, № 6.
Кадин Г. Б. Элементы исследования в учебном процессе. «Среднее специальное образование», 1964, № 4.
Каиров И. А. Новая программа КПСС и задачи педагогической науки. «Советская педагогика», 1962, № 9.
Калмыкова 3. И. Процессы анализа и синтеза при решении арифметических задач. «Известия АПН РСФСР», вып. 71, 1955.
Кирия Г. В. О формировании конструктивного технического умения у учащихся средней школы. «Вопросы психологии», 1959, № 6.
Краудер И. О различиях между линейным и разветвленным программированием. В сб. «Программированное обучение за рубежом». М., «Высшая школа», 1968.
Кругляк М. И. О приемах активизации мышления учащихся V–VII классов. «Преподавание истории в школе», 1959, № 4.
Кругляк М. И. О проблемном изложении на уроках истории. «Преподавание истории в школе», 1964, № 3.
Кругляк М. И. Знание и мышление. «Народное образование», 1970, р1.
Кройзмант М. Л. О развитии творческого мышления учащихся в преподавании геометрии. «Математика в школе», 105:5, № 6.
Крутецкий В. А. Математические способности и их развитие у школьников. «Советская педагогика», 1962, № 9.
Кудрявцев Т. В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения. «Советская педагогика», 1967, № 8.
Кудрявцев Т. В. Создание проблемных ситуаций – средство активизации учащихся. «Профессионально-техническое образование», 1965, № 7.
Кудрявцев Т. В. О проблемном обучении как способе умственного развития. В сб. «Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму». М., «Просвещение», 1966.
Кудряшев Н. И. (ред.) За творческое изучение литературы в школе. М., «Просвещение», 1968.
Кудряшев Н. И. Всесоюзный съезд учителей и проблемы преподавания литературы. «Литература в школе», 1968, № 5.
Латынин И. П. Активизация мышления учащихся в процессе обучения. «Среднее специальное образование», 1959, № 12.
Левин М. И. Опыт фронтально-поискового метода обучения в истории. В сб. «За повышение эффективности уроков истории и обществоведения в средней школе». М., «Просвещение», 1964.
Лемени-Македон О. П. Эвристический метод и его место в учебном процессе. «Советская педагогика», 1959, № 8.
Лернер И. Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам. (О методах воспитания познавательной самостоятельности.) «Народное образование», 1966, № 3.
Лернер И. Я. Изучение истории СССР в IX классе. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Лернер И. Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью. «Советская педагогика», 1963, № 10.
Лернер И. Я. Опыт применения познавательных задач в V классе. «Преподавание истории в школе», 1967, № 1.
Лернер И. Я., Скаткин M. H. О методах обучения. «Советская педагогика», 1965, № 3.
Лернер И. Я., Янцов А. И. Исследовательский принцип в обучении. «Педагогическая энциклопедия», т. 2. М., 1965.
Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореферат докт. дисс. М., 1971.
«Липецкий опыт рациональной организации урока». Сб. под ред. М. А. Данилова, В. П. Стрезикозина, И. А., Пономарева. М., Учпедгиз, 1963.
Максимова В. Н. Воспитание познавательного интереса на уроках анатомии и физиологии человека. Сб. «Актуальные вопросы обучения в школе». «Ученые записки ЛГПИ», т. 342. Л., 1968.
Максимова В. Н. Проблемное построение содержания учебного предмета как условие формирования познавательных интересов учащихся. Сб. «Формирование познавательных интересов школьников». «Ученые записки ЛГПИ», т. 382. Л., 1968.
Максимова В. Н. Возможности воздействия проблемного обучения на познавательные интересы учащихся. Сб. «Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания». Всесоюзные педагогические чтения. М., 1970.
Махмутов М. И. Вопросы логико-психологического анализа взаимосвязи научного исследования и проблемного обучения. «Ученые записки КГПИ». Казань, 1970.
Махмутов М. И. Воспитывать интеллектуально-активную личность. «Народное образование», 1967, № 4, 6.
Махмутов М. И. Некоторые особенности проблемного обучения. «Советская педагогика», 1970, № 9.
Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью. Казань, 1965.
Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1963.
Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. «Советская педагогика», 1963, № 5.
Махмутов M. И. Проблемное обучение в опыте передовых учителей Татарии. «Народное образование», 1967, № 4, 6.
Мелешко С. И. Проблемное обучение в старших классах и преодоление пробелов в знаниях учащихся по программе предшествующих классов. Автореферат канд. дисс. Минск, 1970.
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. (Психическое развитие в процессе обучения). Автореферат докт. дисс. М., 1971.
Михеева А. А. Система творческих письменных работ в V–VIII классах. Казань, 1966.
Мингазов Э. Г. Активизация познавательной деятельности средствами наглядности. Автореферат канд. дисс. ?., 1969.
Милерян Е. Н. Психологические особенности решения конструктивных задач. «Вопросы психологии», 1967, № 2.
Морозова Н. Г. Возникновение и изменение познавательного интереса у подростков. В сб. «Доклады на совещании по вопросам психологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1934.
Морозов М. Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М., Учпедгиз, 1959.
Назарец А. И. Проблемно-познавательная задача как средство активизации учебной деятельности учащихся. «Преподавание истории в школе», 1963, № 1.
Напольнова Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. «Русский язык в школе», 1967, № 3.
Напольнова Т. В. Поисковые познавательные задачи в обучении русскому языку. «Новые исследования в педагогических науках», вып. 13. М., «Просвещение», 1967.
Натали В. Ф. Естествознание в новой школе. М., «Новая Москва», 1923.
Нехаев А. В. Проблемная ситуация на уроке русского языка в старших классах средней школы. «Русский язык в школе», 1967, № 1.
Оконь В. Основы проблемного обучения. М., «Просвещение», 1968.
Охрименко А. М. Исследовательский принцип в обучении ботанике и его влияние на качество знаний учащихся средней школы. Автореферат канд. дисс. М., 1970.
Парменов К. .Я. Эвристический метод в его историческом развитии. «Известия АПН РСФСР», вып. 122. М., 1962.
Пинкевич А. П. Основы методики естествознания. М., «Работник просвещения», 1927.
Плескацевич Н. М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения (на материале предметов гуманитарного цикла в средних классах школы). Автореферат канд. дисс. Минск, 1969.
Подласый И. П. О некоторых возможностях активизации продуктивного мышления в шаге обучающей программы. В сб. «Пятая Всероссийская конференция по применению технических средств и программированному обучению», симпозиум № 2. М., 1969.
Половникова Н. А. О воспитании познавательной самостоятельности. Казань, 1968.
Половникова Н. А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности в процессе обучения. Казань, 1968.
Половникова Н. А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников. Казань, 1970.
Потоцкий M. В. О педагогических основах обучения математике. М., Учпедгиз, 1963.
Райков Б. Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное приложение.
В кн. «Естественно-историческое образование в СССР». Л., «Начатки знаний», 1924.
Райков Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., Госиздат, 1924.
Синицкая Н. Возбуждать познавательный интерес. «Профессионально-техническое образование», 1966, № 7.
Сукневич И. И. Познавательные задачи на уроках истории. «Начальная школа», 1966, № 1.
Скаткин M. H. Активизация познавательной деятельности учащихся. «Народное образование», Приложение, 1966, № 1.
Скаткин M. H. Основные направления исследований по проблемам дидактики. «Советская педагогика», 1966, № 8.
Скаткин M. H. Что надо знать о современных проблемах дидактики. «Народное образование», Приложение, 1967, № 1.
Скаткин M. H. Учение – творческий труд детей. «Советская педагогика», 1949, № 6.
Скиннер Б. Наука об учении и искусство обучения. В сб. «Программированное обучение за рубежом». М., «Высшая школа», 1968.
Сладкова Д. Л. Проблемное преподавание литературы в старших классах средней школы. Казань, КГУ, 1967.
Судьбин В. Школа и научно-техническая революция. «Народное образование», 1969, № 1.
Толингерова Д. Программирование и управление обучением. В сб. «Кибернетика и проблемы обучения». М., «Прогресс», 1970.
Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1936.
Ульяницкий В. Ю. Дальтон-план и преподавание естествознания в школе на основе исследовательского метода. «Педагогическая мысль», 1924, № 2.
Федорова В. Н. Развитие методики естествознания в России. Автореферат дисс. М., 1958.
Ценделин П. Метод, проверенный жизнью. «Народное образование», 1969, № 11.
Цумме Г. Постановка проблемных вопросов в процессе преподавания физики и математики. «Советская педагогика», 1958, № 1.
Чебышева В. В. О некоторых особенностях мыслительных задач в труде рабочего. «Вопросы психологии», 1963, № 3.
Чепелев В. И., Подласый И. П. Понятие шага в современной дидактике. «Советская педагогика», 1971, № 1.
Шамова Т. Проблемность – стимул познавательной активности. «Народное образование», 1966, № 3».
Шамова Т. И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск, 1969.
Эвенчик Э. К. Активизация учащихся в процессе сообщения им знаний по физике. «Физика в школе», 1959, № 3.
Эрдниев П. М. Методика упражнений по математике. М., «Просвещение», 1970.
Ягодовский Л. П. Исследовательский метод в школьном обучении. М., Госиздат, 1929.
Якиманская И. С. Особенности оперирования учащимися пространственными образами при решении технологических задач. В сб. «Психология решения производственно- технических задач». М., «Просвещение», 1965.

MARC record