Федорович Е. Н.

Русская пианистическая школа как педагогический феномен: монография
 
 
ISBN: 978-5-4458-8903-8
УДК: 378.978.(075.8)
ББК: Ч 483
DOI: 10.23681/238349
 
Москва: Директ-Медиа, 2014
Number of pages: 237
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation

В монографии анализируется педагогическая деятельность крупнейших представителей русской пианистической школы. Сопоставление принципов и методов педагогической работы великих русских пианистов второй половины ХIХ — первой половины ХХ вв. с педагогическими направлениями, развивавшимися в конце ХХ в., позволяет установить, что такие направления, как развивающее обучение, проблемное обучение и педагогика сотрудничества, на практике реализовывались русскими музыкантами задолго до их теоретического основания в общей педагогике.
Монография предназначена специалистам в области профессионального музыкального образования.

Contents

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования [Текст] : учебное пособие / Э. Б. Абдуллин. — М., 1990.
2. Абдуллин, Э.Б. Методология музыкально-педагогического образования [Текст] : примерная программа дисциплины / Э. Б. Абдуллин // Программы для специальности 03.07.00 — Музыкальное образование и программ подготовки выпускников высших учебных заведений для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы» в области музыкального образования. — М., 1997. — С. 3 — 24.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1980.
4. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства [Текст] : в 3-х ч. / А. Д. Алексеев / Ч. 1-2. — М., 1988. Ч. 3. — М., 1982.
5. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества [Текст] / Ш. А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление. — М., 1989. С. 144 — 177.
6. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М., 1995.
7. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — Л., 1969.
8. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О. А. Апраксина. — М., 1983.
9. Арчажникова, Л.Г. Профессия — учитель музыки [Текст] / Л. Г. Арчажникова. — М., 1984.
10. Арчажникова, Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] : программа для высших педагогических учебных заведений / Л. Г. Арчажникова. — М., 1991.
11. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. — М., 1973.
12. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общепедагогический аспект [Текст] / Ю. К.Бабанский. — М., 1977.
13. Баренбойм, Л.А. А.Г.Рубинштейн [Текст] : в 2-х т. / Л. А. Баренбойм / Т. 1. — Л., 1957. Т. 2. — Л., 1962.
14. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства [Текст] / Л. А. Баренбойм. — Л., 1969.
15. Баренбойм, Л.А. Леонид Владимирович Николаев — основатель ленинградской пианистической школы [Текст] / Л. А. Баренбойм // За полвека: Очерки, статьи, материалы. — Л., 1989. С. 99 — 146.
16. Баренбойм, Л.А. Н. Г. Рубинштейн [Текст] / Л. А. Баренбойм. — М., 1982.
17. Баренбойм, Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда [Текст] / Л. А. Баренбойм // За полвека: Очерки, статьи, материалы. — Л., 1989. С. 6 — 98.
18. Баренбойм, Л.А. Эмиль Гилельс [Текст] / Л. А. Бареннбойм. — М., 1990.
19. Бекман-Щербина, Е.А. Мои воспоминания [Текст] / Е. А. Бекман-Щербина. — М., 1982.
20. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. Г. Белинский. — М., 1947.
21. Бертенсон, Н.В. А. Н. Есипова [Текст] / Н. В. Бертенсон. — Л., 1960.
22. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах [Текст] / В. С. Библер. — М., 1990.
23. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П. П. Блонский. — Т. 2. — М., 1979.
24. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д. Н.Богоявленский. — М., 1958.
25. Борисов, Ю.О. По направлению к Рихтеру [Текст] / Ю. О. Борисов. — М., 2000.
26. Бронфин, Е.Ф. О музыке и музыкантах [Текст] / Е. Ф. Бронфин. — СПб., 1994.
27. Бунин, В. С. Е. Фейнберг [Текст] / В. Бунин. — М., 1999.
28. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. П. Вахтеров / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. — М., 1987.
29. Воспоминания о Московской консерватории [Текст] : сб. статей / Сост. Е. Н. Алексеева, Г. А. Прибегина. — М., 1966.
30. Воспоминания о Софроницком [Текст] / Под ред. Я. И. Мильштейна. — М., 1970.
31. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выгостский. — М., 1987.
32. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. — М., 1960.
33. Гаал, Д.Ш. Лист [Текст] / Д. Ш. Гаал. — М., 1986.
34. Газман, О.С. Гуманизм и свобода (Введение в гуманистическую педагогику) [Текст] / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М.,1995. С. 1 — 13.
35. Гаккель, Л.Е. Величие исполнительства: М. В. Юдина и В. В. Софроницкий [Текст] / Л. Е. Гаккель. — СПб., 1994.
36. Гаккель, Л.Е. Генрих Нейгауз как явление русской культуры [Текст] : предисловие / Л. Е. Гаккель // Г. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. 6-е изд. — М., 1999. С. 5 — 8.
37. Гаккель, Л.Е. Пианисты [Текст] / Л. Е. Гаккель // Русская музыка и ХХ век / Под ред. М. Г. Арановского. — М., 1997. С. 677 — 722.
38. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. — М., 1976.
39. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) [Текст] / Б. С. Гершунский. — М., 1997.
40. Гинзбург, Г.Р. Статьи, материалы, воспоминания [Текст] / Сост. М. Яковлев. — М., 1984.
41. Гольденвейзер, А.Б. Статьи, материалы, воспоминания [Текст] / Под ред. Д. Д. Благого. — М., 1969.
42. Гордон, Г. Б. Эмиль Гилельс / За гранью мифа [Текст] / Г. Б. Гордон. — М., 2007.
43. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст] / И. Гофман. — М., 1938.
44. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. — М., 1986.
45. Дельсон, В.Ю. Генрих Нейгауз [Текст] / В. Ю. Дельсон. — М., 1966.
46. Дорошенко, С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование [Текст] / С. И. Дорошенко. — Владимир, 1999.
47. Дьюи, Д. Школа и общество [Текст] / Д. Дьюи. — М.; Пг., 1924.
48. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст] / В. И. Журавлев. — М., 1990.
49. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский. — М., 1982.
50. Зак, Я.И. Статьи, материалы, воспоминания [Текст]. — М.:, 1980.
51. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков. — М., 1990.
52. Зауэр, Э. Кто меня сделал музыкантом (глава из книги «Мой мир») [Текст] / Э. Зауэр // Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1976. Вып. 4. — С. 11 — 27.
53. Зинченко, В.П. Образование, мышление, культура [Текст] / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. — С. 265 — 267.
54. Игумнов, К.Н. Мои исполнительские и педагогические принципы [Текст] / К. Н. Игумнов // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С. М. Хентовой. — М.; Л., 1966. — С. 144 — 146.
55. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е. Н. Кабанова-Меллер. — М., 1968.
56. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. — М., 1981.
57. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П. Ф. Каптерев / Под ред. А. М. Арсеньева. — М., 1982.
58. Каузова, А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении [Текст] / А. Г. Каузова // Преподаватель. 1999. N 4 («Музыкант-педагог»). — С. 33 — 36.
59. Киященко, Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики [Текст] / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. — М., 1983.
60. Коган, Г.М. Работа пианиста [Текст] / Г. М. Коган — М., 1963.
61. Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г. М. Коган. — М., 1977.
62. Корнетов, Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса [Текст] / Г. Б. Корнетов. — М., 1994.
63. Корредор, Х.М. Беседы с Пабло Казальсом [Текст] / Х. М. Корредор. — Л., 1960.
64. Кошелева, О.Е. Античность в русской средневековой педагогической традиции [Текст] / О. Е. Кошелева // Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. — М., 1991. — С. 97 — 113.
65. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] / Самара, 1994.
66. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения [Текст] / В. В. Краевский. — М., 1977.
67. Крауклис, Г.В. Предисловие [Текст] / Г. В. Крауклис // Д. Ш. Гаал. Лист. — М., 1986.
68. Кременштейн, Б.Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза [Текст] / Б. Л. Кременштейн. — М., 1984.
69. Кудрявцев, Т.В. Психология творческого мышления [Текст] / Т. В. Кудрявцев. — М., 1975.
70. Кузьмин, В.П. Принцип системности в теории и методологии [Текст] / В. П. Кузьмин. — М., 1980.
71. Кузьмина, Н.В. Методы системного и педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / Н. В. Кузьмина. — Л., 1980.
72. Кюи, Ц.А. История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна [Текст] / Ц. А. Кюи. — СПб., 1889.
73. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 1975.
74. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М., 1981.
75. Львова, Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-х — 50-х гг. («Московская пианистическая школа») — их принципы и методы преподавания [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Львова. — М., 1988.
76. Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений [Текст] / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. — М., 1967.
77. Маранц Б.: Играть? — Обязательно играть! [Текст] / Гл. ред. Я. И. Гройсман. — Н. Новгород, 2007.
78. Мартинсен, К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли [Текст] / К. А. Маринсен. — М., 1966.
79. Марченко, И.П. Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. П. Марченко. — Екатеринбург, 1999.
80. Масловский, А.Г. Накануне открытия Московской консерватории (особенности становления инструментального музыкального образования в России в первой половине ХIХ века) [Текст] / А. Г. Масловский // История музыкального образования как наука и как учебная дисциплина: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. 1 — 2 декабря 1999 г. — М., 1999. — С. 263 — 268.
81. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. — М., 1972.
82. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения [Текст] / М. И. Махмутов. — Казань, 1972.
83. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки [Текст] / В. В. Медушевский. — М., 1993.
84. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менинская. — М., 1998.
85. Мильштейн, Я.И. Генрих Нейгауз. Послесловие [Текст] // Г. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. 2-е изд. — М., 1967. — С. 265 — 309.
86. Мильштейн, Я.И. К. Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики [Текст] / Я. И. Мильштейн // Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1965. Вып. 1. — С. 141 — 166.
87. Мильштейн, Я.И. К. Н. Игумнов [Текст] / Я. И. Мильштейн. — М., 1975.
88. Мисаилова, И.И. Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины ХIХ — начала ХХ вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. И. Мисаилова. — М., 1999.
89. Могильницкий, В.А. Святослав Рихтер [Текст] / В. А. Могильницкий. — Челябинск, 2000.
90. Натансон, В.А. Прошлое русского пианизма (ХVIII — начало ХIХ века) [Текст] / В. А. Натансон. — М., 1960.
91. Натансон, В.А. Русские пианисты 40 — 50-х годов ХIХ века [Текст] / В. А. Натансон. — М., 1962.
92. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. — М., 1972.
93. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г. Г. Нейгауз. — М., 1967.
94. Нейгауз, Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям [Текст] / Г. Г. Нейгауз. — М., 1982.
95. Нейгауз, Г.Г. Творчество пианиста [Текст] / Г. Г. Нейгауз // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С. М. Хентовой. — М.;Л., 1966. — С. 55 — 100.
96. Нейгауз Станислав. Воспоминания, письма, материалы [Текст] / Сост. Н. М. Зимянина. — М., 1988.
97. Неменский, Б.М. Мудрость красоты [Текст] / Б. М. Неменский. — М., 1987.
98. Немыкина, И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки [Текст] / И. Н. Немыкина. — Свердловск, 1988.
99. Немыкина, И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки [Текст] / И. Н. Немыкина. — Екатеринбург, 1997.
100. Николаев, А.А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители [Текст] / А. А. Николаев // Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1965. Вып. 1. — С. 11 — 34.
101. Николаев, Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма [Текст]. — Л., 1979.
102. Николаева, Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с ХI до середины ХVII столетия [Текст] / Е. В. Николаева. — М., 1998.
103. Николаева, Е.В. Примерная программа дисциплины «История отечественного музыкального образования» (с древнейших времен до начала ХХ столетия) [Текст] / Е. В. Николаева // Программы для специальности 03.07.00 — музыкальное образование и программ подготовки выпускников высших учебных заведений для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы» в области музыкального образования. — М., 1997. — С. 51 — 104.
104. Николаева, Е.В. Становление в России истории музыкального образования как науки и как учебной дисциплины [Текст] / Е. В. Николаева// История музыкального образования как наука и как учебная дисциплина: Материалы У Междунар. науч.-практ. конф. 1 — 2 декабря 1999 г. — М., 1999. — С. 58 — 71.
105. Оборин Л.Н. Статьи. Воспоминания [Текст] / Сост. М. Г. Соколов. — М., 1977.
106. Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. Оконь. — М., 1968.
107. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1999.
108. Перельман, Н.Е. В классе рояля [Текст] / Н. Е. Перельман. — Л., 1986.
109. Прокофьев, Г.П. Формирование музыканта — исполнителя — пианиста [Текст] / Г. П. Прокофьев. — М., 1956.
110. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников [Текст] / Н. Н. Поспелов. — М., 1989.
111. Рабинович, Д.А. Исполнитель и стиль [Текст] / Д. А. Рабинович. — М., 1979.
112. Рабинович, Д.А. Портреты пианистов [Текст] / Д. А. Рабинович. — М., 1970.
113. Равичер, Я.И. В. И. Сафонов [Текст] / Я. И. Равичер. — М., 1959.
114. Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки [Текст] / Л. А. Рапацкая. — М., 1991.
115. Рубинштейн, А.Г. Музыка и ее представители. Разговор о музыке А. Рубинштейна [Текст] / А. Г. Рубинштейн. — М., 1892.
116. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М., 1946.
117. Савшинский, С.И. Л. В. Николаев [Текст] / С. И. Савшинский. — Л., 1960.
118. Самарин, Ю.А. Изучение умственной деятельности школьников [Текст] / Ю. А. Самарин. — Л., 1959.
119. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин. — М., 1980.
120. Сухова, Л.Г. Педагогические принципы Н. Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки [Текст] /: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Г. Сухова. — М., 1997.
121. Тенюкова, Г.Г. Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России во второй половине ХIХ — начале ХХ столетия [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. Г. Тенюкова. — М., 1999.
122. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. — М., 1961.
123. Терентьева, Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования [Текст] : учебное пособие. В 2 ч. / Н. А. Терентьева. — СПб., 1994.
124. Уроки Зака [Текст] / Сост., вст. статья А. Меркулов. — М., 2006.
125. Федорович, Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (ХIХ — ХХ века) [Текст] : учебное пособие / Е. Н. Федорович. — Екатеринбург, 2001.
126. Федорович, Е.Н. Пианист Наум Штаркман [Текст] / Е. Н. Федорович. — Екатеринбург, 1999.
127. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство [Текст] / С. Е. Фейнберг. — М., 1969.
128. Феттер, П.З. Сущность и структура самоанализа профессиональной деятельности будущего учителя музыки в аспекте методологического осмысления [Текст] / П. З. Феттер // Общее музыкальное образование в спектре актуальных проблем современной педагогики. — Омск, 2000. — С. 37 — 50.
129. Флиер Я.В. Статьи. Воспоминания. Интервью [Текст] / Под ред. — М., 1983.
130. Хентова, С.М. Пианисты ХХ века [Текст] /: автореф. дис. … д-ра искусствовед. \ С. М. Хентова. — М., 1974.
131. Хентова, С.М. Святослав Рихтер: чудо фортепиано [Текст] С. М. Хентова. — СПб., 1996.
132. Хентова, С.М. Современная фортепианная педагогика и ее мастера [Текст] / Под ред. С. М. Хентовой // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. — М.; Л., 1966. — С. 5 — 54.
133. Хентова, С.М. Эмиль Гилельс [Текст] / С. М. Хентова. — М., 1967.
134. Хлудова, Т.А. О педагогике Г. Г.Нейгауза [Текст] / Т. А. Хлудова // Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1965. Вып. 1. — С. 167 — 201.
135. Целковников, Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла [Текст] / Б. М. Целковников / Предисл. Э. Б. Абдуллина. — М., 1999.
136. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника [Текст] / Г. М. Цыпин. — М., 1999.
137. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г. М. Цыпин. — М., 1984.
138. Цыпин, Г.М. Портреты советских пианистов [Текст] / Г. М. Цыпин. — М., 1990.
139. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения [Текст] / Г. М. Цыпин. — М., 1994.
140. Цыпин, Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано [Текст] / Г. М. Цыпин. — М., 1975.
141. Шадриков, В.Д. Духовные способности [Текст] / В. Д. Шадриков. — М., 1996.
142. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст] / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. — М., 1999.
143. Шнабель, А. «Ты никогда не будешь пианистом!» [Текст] / А. Шнабель. — М., 1999.
144. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штофф. — М., 1966.
145. Шонберг, Г. Великие пианисты [Текст] / Г. Шонберг. — М., 2003.
146. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития: традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М., 1994.
147. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М., 1995.
148. Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы [Текст] / Под ред. — М., 1978.
149. Якиманская, И.С. Развивающее обучение [Текст] / И. С. Якиманская. — М., 1979.
150. Newcomb, E. Leschetizky as I knew him [Текст] / E. Newcomb. — New York, 1921.

MARC record