Сиротюк А. Л.

Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие
 
 
ISBN: 978-5-4458-8859-8
УДК: 378
ББК: 88.8я73
DOI: 10.23681/254115
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014
Number of pages: 292
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
Учебное пособие синтезирует теоретические и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области изучения психологических особенностей школьников, проявляющихся в процессе обучения и связанных с различиями в латеральной организации мозга. Показана разница в учебной деятельности мальчиков и девочек с различной межполушарной, моторной и сенсорной асимметрией. Предлагается авторская концепция дифференцированного обучения на основе психофизиологических особенностей школьников, которая подтверждается результатами многолетних экспериментальных исследований.
Пособие рекомендовано руководителям, педагогам и психологам образовательных учреждений; студентам психологических и педагогических факультетов, преподавателям вузов в качестве дополнительного учебного материала, расширяющего предметное поле общей, возрастной, педагогической, когнитивной психологии, а также дифференциальной психофизиологии.

Contents

Список литературы

1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. М., 2002.
3. Алдерсон А.А. Механизмы электродермальных реакций. Рига, 1985.
4. Альтман Я.А. и др. О роли доминантного и недоминантного полушарий в организации пространственного слуха // Физиология человека. 1981. № 1.
5. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 1998.
6. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л., 1955.
7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
8. Анцибор М.М. Индивидуализация обучения учащихся младших классов советской школы: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1971.
9. Аракелов Г.Г., Шотт Е.К. КГР как проявление эмоциональных, ориентировочных и двигательных составляющих стресса // Психологический журнал. 1998. № 4.
10. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
12. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Дис.... канд. психол. наук. Л., 1983.
13. Базарный В.Ф. Трагедия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4.
14. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
15. Бендас Т.В. Тендерная психология. СПб., 2006.
16. Белый Б.И. Особенности переработки информации в правом и левом полушариях мозга человека // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1982. Т. 2. Вып. 7.
17. Белякова Л.И., Иншакова О.Б., Немцова Н.Л. Особенности профиля латеральной организации (ПЛО) учащихся начальных классов массовой школы с зеркальными ошибками письма / В учеб. пособии «Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция» / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.; Воронеж, 2001. С. 21–35.
18. Бизюк А.Л. Компедиум методов нейропсихологического исследования. СПб., 2005.
19. Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. 1998. № 3.
20. Брагина Н.Н., Доброхотова Г.А. Функциональная асимметрия человека. М., 1988.
21. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.
22. Брагинская Ю.В., Величковский Б.М., Прудков П.Н. Латерализация индивидуального пространства как фактор асимметрии перцептивных процессов // Вопросы психологии. 1989. № 5.
23. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3.
24. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. 1965. № 7.
25. Бужигеева М.Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. 2002. № 8.
26. Величковский Б.М. Функциональная структура перцептивных процессов // Основы психологии. 1982. № 4.
27. Верховский Ф.Я. и др. Оценка результативности спортивной деятельности по динамике электрокожного сопротивления // Психологический журнал. 1990. № 3.
28. Вильдавский М.Ю., Князева М.Т. Метод определения и статистические характеристики мануальной асимметрии детей // Физиология человека. 1989. Т. 15. № 1.
29. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. 2001. № 9.
30. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. М., 1986.
31. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. соч. Т. 6. М., 1982.
32. Галюк Н.А. Асимметрия зрительного восприятия как индивидуальная характеристика старших школьников в условиях современного обучения: Дис.... канд. психол. наук. Иркутск, 1998.
33. Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга // Системные исследования: Ежегодник, 1986. М., 1987.
34. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга //Доклад Акад. наук, 1992. Т. 324. № 6.
35. Геодакян В.А. Экология, эволюция, пол, левшество // Экологическая психология: тезисы 1-й Рос. конф. М., 1996.
36. Глас Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
37. Голицын Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве // Вопросы психологии. 1989. № 5.
38. Голицын Г.А. и др. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа) // Вопросы психологии. 1988. № 5.
39. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям. Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.
40. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
41. Голубева Э.А. Типологические и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда до Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1.
42. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М., 1991.
43. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
44. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.; Воронеж, 2005.
45. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М., 2000.
46. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.
47. Данилова Н.Н., Крылова А.Л Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
48. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. М., 1997.
49. Дзятковская Е.Н., Пуляевская О.В Определение учебных затруднений по профилю латеральной организации мозга / Материалы съезда РПО «Психология и культура». СПб., 2003.
50. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
51. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.
52. Дудьев В.И. Асимметрия моторных и сенсорных функций у дошкольников с алалией / Материалы съезда РПО «Психология и культура». СПб., 2003.
53. Думиникэ Ю.С. Особенности учебной деятельности курсантов военного вуза в зависимости от индивидуального профиля латеральности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
54. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989. № 6.
55. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д, 1988.
56. Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки – как их учить? // Народное образование. 2001. № 2.
57. Ефимушкина Н.В. Функциональная асимметрия мозга как основа интеллектуальных различий / Материалы съезда РПО «Психология и культура». СПб., 2003.
58. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
59. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967.
60. Захаров A.M. Детские неврозы. СПб., 1995.
61. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. № 2.
62. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
63. Изюмова С.А. Индивидуально-типические особенности школьников с литературными и математическими способностями // Вопросы психологии. 1993. № 1.
64. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. М., 1995.
65. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. 1984. № 6.
66. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
67. Ильясов И.И. Обучение студентов деятельности учения // В сб.: Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1989. С. 68–78.
68. Каган В.Е. Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1975.
69. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
70. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
71. Киколов А.И. Обучение и здоровье. М., 1985.
72. Клейн В.Н., Чуприков А.П Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты / Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987.
73. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
74. Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. М.; Воронеж, 2001.
75. Коган А.Б., Кураев Г.А. Зрительно-моторная реакция у детей и взрослых с односторонним и парциальным доминированием функций // Физиология человека. 1986. Т. 12. № 13.
76. Козловская Г.В. Совместное обучение привело к нивелировке полов // Народное образование. 2002. № 1.
77. Колпакчи М.А. Дружеские встречи с английским языком. Л., 1975.
78. Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968.
79. Котик Б.С. К вопросу о механизмах латеральных различий в слуховом восприятии // В кн.: Новое в психологии. М., 1976.
80. Кравец Г.В., Сиротюк А.Л. Мозг, эмоции, индивидуальность. Йошкар-Ола, 1997.
81. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
82. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. 2001. № 1.
83. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
84. Левашов О.В. О межполушарных различиях при анализе зрительных сцен. Модельные представления // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985.
85. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
86. Ливер Б.Л. Обучение всего класса. М., 1995.
87. Литинский Г.А. Функциональная асимметрия глаз // Русский офтальмологический журнал. 1929. № 4.
88. Ллойд Л. Школьная магия. М., 1994.
89. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. М., 1978.
90. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПб., 1995.
91. Максимец Г.В. Латеральная характеристика студентов художественного училища/ Леворукость, антропоизометрия и латеральная адаптация. М., 1985.
92. Марютина Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии // Вопросы психологии. 1999. № 3.
93. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997.
94. Менчинская Н.А. Психологические проблемы преодоления школьной неуспеваемости // Советская педагогика. 1979. № 11.
95. Милнер П. Физиологическая психология. М., 1973.
96. Митина Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. 1991. № 5.
97. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
98. Мосидзе В.М., Акбардия К.К. Функциональная симметрия и асимметрия мозга. Тбилиси, 1973.
99. Москвин В.А. Индивидуальные профили латеральноcти и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): Дис.... канд. психол. наук. М., 1990.
100. Москвин В.А. Леворукость среди цветоаномалов // Вопросы психиатрической и наркологической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихиатрии. Донецк, 1990.
101. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988. № 6.
102. Москвин В.А. Ретроспективная и опосредованная нейропсихологическая диагностика индивидуальных различий // Актуальные проблемы гуманизации образования. Оренбург, 1996.
103. Москвина Н.Ф. Латеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека: Дис. ... канд. психол. наук. Уфа, 2000.
104. Мошева И.В. Межполушарная асимметрия мозга у детей младшего школьного возраста в условиях развивающего обучения: Дис.... канд. психол. наук. Ростов, 2002.
105. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
106. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М.; Оренбург, 2000.
107. Николаева Е.И., Субботина Н.М. Зависимость уровня невротизации от профиля функциональной асимметрии у учащихся с различной занятостью работой на компьютере // Вопросы психологии. 1989. № 6.
108. Николаенко Н.Н. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия и обозначения цвета // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985.
109. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1999.
110. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1999.
111. Oceтpoвa H.B. Права человека и тендерные аспекты школьного образования. М., 2002.
112. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. 2001. № 6.
113. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий. Полн. собр. тр. 2-е изд., доп. М., 1951. Т. 4.
114. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.
115. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в образовании. М., 1999. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. СПб., 2001.
116. Пуселик Ф., Люис Б. Магия нейролингвистического программирования без тайн. М., 1998.
117. Резников А.Г. Половые гормоны и дифференциация мозга. Киев, 1982.
118. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.
119. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
120. Селевко Т.К. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995.
121. Селевко Т.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. М., 1996.
122. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
123. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., 1991.
124. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. М., 1998.
125. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10.
126. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
127. Симерницкая Э.Г. Психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
128. Сиротюк А.Л. Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей: Дис.... д-ра психол. наук. М., 2004.
129. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
130. Сиротюк А.Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М., 2003.
131. Смирнов С.Д. Секреты хорошей и плохой учебы студентов// Психология в вузе. 2003. № 4.
132. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
133. Суворова В.В. Литературные способности учащихся специализированного математического класса // Вопросы психологии. 1991. № 5.
134. Суворова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. 1975. № 5.
135. Суходоев В.В. Оценка компонентов активации психофизиологического состояния человека по кожно-гальваническим реакциям // Психологический журнал. 1997. № 5.
136. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1989.
137. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
138. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
139. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
140. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса // Советская педагогика. 1971. № 11.
141. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы: Психофизиологические механизмы внутренней речи. М., 1979.
142. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М., 1994.
143. Ханнафорд К. Мудрое движение. М., 1998.
144. Хассард Д. Уроки естествознания: Из опыта работы педагогов США. М., 1993.
145. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
146. Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
147. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
148. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
149. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981.
150. Цукерман Т.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
151. Чередов И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 1970.
152. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли двойки. М., 1979.
153. Шевандрж Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
154. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. М., 1989.
155. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
156. Якиманская И.С. Региональная политика в образовании М., 1997.
157. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
158. Ямбург Е.А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование. 2002. № 2.
159. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1997.
160. Annet M. Distribution of manual asymmetry // Brit. J. Psychol, 1972. V. 63.
161. Annet M. Handedness as a continuous variable with dextral shift: sex, generation and family handedness in subgroups of left-and right-handers // Behav. Genetics, 1994. V. 24. № 1.
162. Annet M., Kilshaw D. Mathematikcal ability and lateral asimmetry // Cortex, 1967. V. 18.
163. Brothers J.D. What every woman should know about men. N.Y., 1987.
164. Cattell R.B. The structure of intelligence in relation to the nature / nature controversy. N.Y., 1971.
165. Corballis M.C., Morgan M.J. On the biological basis of human laterality// Behav. Brain. Sci. 1978.
166. Dannhauer H. Geschlecht und Personlichkeit. Berlin, 1977.
167. Dennison P. Brain organization profile. Ventura, CA, 1997.
168. Dennison P. Whole Brain Learning for the Whole Person.
169. Ventura, CA: Edu-Kinesthetics, Inc., 1985.
170. Jackon H. On localization. Selected Papers. London, 1958.
171. Kagan J. Impulsive and reflective children: Significfncte of conceptual of conceptual tempo. Chicfgo, 1965.
172. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children Interpretive Manual. Amer. Guidanct Service, 1983.
173. Kimura D. Sex differences in cerebral organization for speech and praxic functions// Canadian J. Psychol. 1983. Vol. 37, № 24.
174. Kimura D. The asymmetry of the human brain // Sci. Amer., 1973. V. 228. № 3.
175. Levy J. Cerebral asymmetry and the psychology of men Brain and Psychology. N.Y., 1980.
176. Maccobi E.E. The psychology of sex differences. Stanford; California, 1974.
177. MacNemar Q. The Revision of the Stanford-Binet Scale N.Y.; Wiley, 1942.
178. Ornstein R. The Psycholjgy of Consciousness. N.Y., Harcourt Brace Iovanovich, 1977.
179. Sirotuyk A. Psychological Methods of Junior Pupils Correction and Development // Brain Gym Journal. USA, state Colorado, Denver. 2003.
180. Sirotuyk A. Psychology of individual differences as base of shaping to psychological model of differentiated learning the younger schoolchildren // Medicine and psychology. London, 2003.
181. Skolnisk J., Langbort C, Day L. How tu Enconrage birls in Math and Sciencl. // Personnel psychology. 1975. Vol. 25.
182. WadalA, Clark К, HammA. Cerebral Hemispheric Asymmetry in Humans, Archives of Neurology, 1975.
183. Witkin H.A. Perception of body position and of the position of the visual field // Psychol. Monogr., 1949. V. 63. № 1 (302).

MARC record