Пахомова Л. С.

Школьный компонент географического образования : теория и опыт: монография
 
 
ISBN: 978-5-4475-2860-7
УДК: 910.1
ББК: 74.262.6
DOI: 10.23681/271711
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014
Number of pages: 193
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
В монографии рассматриваются теоретические основы школьного компонента географического образования. Развитие географии с дореволюционного до современного времени рассмотрено в контексте краеведческих принципов образования. Концепция и дидактическая модель курса «Родной край» способствуют разработке вариантов краеведческого курса. Рассмотрены методические условия и методические приемы реализации авторского курса «Якутск – город мой» («Люди и природа») для учащихся 5 класса, который является вариантом курса «Родной край» на локальном уровне.
Предназначена для учителей естественно-научных предметов, студентам и работникам образования, интересующихся вопросами школьного компонента образования и его разработкой.

Contents

Список литературы

1. Аввакумов Н.И. Родной край. Изучение природы улуса. / Учебно-методическое пособие для учителей 5-6 классов. I часть. На як. языке. – Бердигестях, 1995. – 45 с.
2. Аввакумов Н.И. Родной край. Изучение истории улуса. / Учебно-методическое пособие для учителей 5-6 классов. II часть. На як.яз. – Бердигестях, 1995. – 62 с.
3. Анучин Д.Н. Географические работы / Под ред. А.А. Григорьева. – М., Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1954. – 471 с.
4. Атлас Калининского района / Сост. С.В. Васильев. – Факт геогр. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 33 с.
5. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. – Якутск, 1966. – 345 с.
6. Афанасьев В.Ф. Духовная семинария / В.Ф. Афанасьев // Труды историческо-филологического факультета / Под ред. Г.П. Башарина. – Якутск, 1969. – Вып.II. – 345 с.
7. Афанасьев В.Ф. Педагогическая деятельность декабристов // Труды историческо-филологического факультета / Под ред Г.П. Башарина. – Якутск, 1966. – Вып. I. – с.352.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.
9. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РС (Я) с 1999/2000 учебного года // Народное образование Якутии. – 2000. – № 2. – С. 139–153.
10. Байкова Э.Г. Хлебосолова О.А. Педагогическое мастерство учителя географии: Практикум по методике обучения географии в школе. / Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. – Рязань, 1999. – 121 с.
11. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876–1934). – М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1954. – 501 с.
12. Баринова И.И. Роль учебника в системе обучения физической географии в современной школе: Дис. … докт. пед. наук в виде научного доклада: 13.00.02 / И.И. Баринова. – СПб., 1994. – 55 с.
13. Барков А.С. О научном краеведении / Вопросы методики и истории географии. – М.: Изд-во АПН, 1961. – С.79-83.
14. Барсуков И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя / Учебн. пос. к спецкурсу. – Челябинск: ЧГПИ, 1982.– 260 с.
15. Барышева Ю.А. Наш Хабаровский край: Учебное пособие по краеведению для учащихся 4 класса. – Хабаровск, 1965. – 92 с.
16. Бахчиева О.А. Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии (на примере «Москвоведения»): Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / О.А. Бахчиева. – М., 2000. – 17 с.
17. Безобразова А.Е. Край Ярославский: Учебное пособие для 4 класса. – История. Природоведение. Ярославль: Верх.-Волжское кн. изд-во, 1966. – 188 с.
18. Богданова А.Р. Родная Бурятия: Пособие для учащихся 4 класса школ Бурятии. –Улан-Удэ. – 1972. – 182 с.
19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– М.: Инс-т практич. психологии, Воронеж: НПО МОДЭК. 1995.-228 с.
20. Бровкина Е.Г. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учебн. пособие для студ-в средн. и высш. учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 224 с.
21. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Моногр. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 91 с.
22. Вессель Н.Х. Местный элемент в обучении // Учитель. СПб, 1862. – № 17-19. С.87.
23. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе: Учебное пособие для студ. – М.: Академия, 1999. – 135 с.
24. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебн. пособие для студ-в средн. и высш. учебного заведений. – М.: Академия, 1999. – 176 с.
25. Волков Г.Н. Самая конструктивная концепция национального спасения // Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности. – Якутск, 2001. – С.4-8.
26. Вольфганг Дорн В., Вальтер Ян. Формирование представлений и понятий при обучении географии. – М.: Педагогика, 1970. – 240 с.
27. Гаврилова М.К. Климат Центральной Якутии. – Якутск, 1974. – С.14.
28. Гаврилова Н. Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Г. Гаврилова – СПб, 1999. – 195 с.
29. Гадзяцкий П., Преловский Н. О деятельности министерства народного просвещения в далеком Якутском крае / Отчет. – Иркутск: изд-во Н. Н. Сизых. – 1893. – с.239
30. География Мордовии. Программа и методическое пособие для факультативного курса (МО Республики Мордовия, МРИПКРО). – Саранск, 1997. – 49 с.
31. География. Программно-методические материалы. – Якутск, 2001. – 78 с.
32. География для будущих поколений / Итоговые документы научно-практической конференции «География для будущих поколений». – Якутск, 2001. – 36 с.
33. География и природоведение (Интегрированный курс). Методическое пособие для учителя / Сост. В.М. Лянцевич, Г.В.Мартынова, Т.Д. Ушакова. – Сыктывкар: Коми РИППКРНО, 1995. – 160 с.
34. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. – 432 с.
35. Географический атлас Якутской АССР. – М.: ГУГК, 1981. 40 с.
36. Герасимова Т.П., Ковалевская М.К., Панчешникова Л.М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. – М.: Педагогика, 1982. – 96 с.
37. Герасимов М.М., Аржакова С.К. Эффективность народных примет погоды в Центральной Якутии // Вопросы географии Якутии. – Вып.8. – Якутск, 1995. – С. 53-55.
38. Гнатюк Г.А., Дмитриева З.М., Федоров И.С. Проект программы факультативного курса «География Якутской АССР» для 7-8 класса. – рукопись.
39. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.
40. Гоголев А.И. Традиционный календарь якутов. – Якутск, 1999. – 72 с.
41. Горбанев В.А. Место изучения своей родины в программах географии // География в школе. – 2002. – № 9. – С.55– 56.
42. Горощенко В.П. Изучение географических сведений в начальной школе: Учебник для педагог. училищ. М.: Гос. учебн.-педагог. изд-во МП РСФСР, 1961. – 173 с.
43. Градин Б.Е., Дегусарова В.С. Историко-географический подход в школьном краеведении // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. – СПб.: Образование, 1995. – С. 94–95.
44. Греханкина Л.Ф. Конференция «География Подмосковья в школьном изучении: творческий поиск и решения» // География в школе. – 2000. – № 3. – С.84–87.
45. Греханкина Л.Ф. География Московской области. Методические рекомендации по изучению курса. – М., 1993. – С. 3-6.
46. Григорьева Е.В. УМК по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Григорьева. – Челябинск, 2000. – 201 с.
47. Грюнберг Г.Ю. Природа окрестностей школы. Из опыта работы. – М.: Госуд. учебн. педагог. изд-во, 1958. – 112 с.
48. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – Учеб. пособие для студентов геогр. специальностей пед. инс-тов. – М.: Просвещение, 1975.– 368 с.
49. Даринский А.В. Краеведение. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
50. Даринский А.В. Краеведение в современной петербургской школе // География в школе. – 1998. – № 1. – С. 63–65.
51. Даринский А.В., Асеева И.В. География Ленинградской области. Учебное пособие для средн. общеобразоват. шк. – СПб.: Свет, 1996. – 135 с.
52. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе. – Якутск: ЯГУ, 1991. – 66 с.
53. 10 лет Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха. – Якутск, 2001. – 57 с.
54. Дубровина А.И., Окишева С.С. Родной край: учебное пособие для 3-4 класса школ Марийской АССР. – Йошкар-Ола: 1984. – 122 с.
55. Географический атлас «Республика Саха (Якутия). – Якутск, М., 2000.
56. Душина И.В., Понурова Г.А. Пособие для начинающих учителей и студентов педагог. институтов и университетов по географическим специальностям. – М., 1996. – 192 с.
57. Дюсамалиева Г.С. Внедрение НРК в структуру и содержания географического образования // География в школе. – 2000. – № 6. – С.53.
58. Естественнонаучные дисциплины: Учебные стандарты школ России // Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 2. /Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.
59. Егорова К.Е. Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия): Автореф. дис…д-ра. пед наук: 13.00.02 / К.Е. Егорова. – М., 2001. – 40 с.
60. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. – М.: Просвещение, 1992. – 239 с.
61. Жирков Е.П. Методология и технология обновления и содержания образования в национальной школе: Дис. д-ра пед.наук: 13.00.02 / Е.П. Жирков. – Якутск, 1993. – 42 с.
62. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982.– 160 с.
63. Занков Л.В. Преемственность между начальной и основным образованием // Начальная школа. – 1994. – № 7. – С.12-14.
64. Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» // Сборник нормативных документов. – Якутск: МО, 1995. С.6-53.
65. Закон РФ «Об Образовании», 1992 // Учительская газета,1 996.
66. Заславский И.И. Рисунок учителя на уроках географии: методическое пособие для преподавателей географии. – М.: АПН РСФСР. – 1947. – 108 с.
67. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
68. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983. – 240 с.
69. Иванов П.В. Основы школьного краеведения: Учеб. пособие. Петрозаводск: ПГУ им.О.В. Куусинена, 1977. – 105 с.
70. Иванов В.С. Школьные экскурсии в дореволюционной Якутии // Труды историческо-филологического факультета. – Якутск, 1969. – Вып. 11. – С. 289 с.
71. Иванов М.С. – Багдарыын Сюлбэ. Топонимический словарь. – Якутск, 1987. – 144 с.
72. Иванов Ю.П., Система полевых занятий в начальном курсе географии средней школы. Дис. …канд пед наук: 13.00.02 / Ю.П. Иванов. – М., 1995. – 287 с.
73. Ивановский В.А. Проблемы региональных компонентов школьных курсов географии (Региональный компонент образования): // География в школе. – 1999. – № 1. – С.43-45.
74. Игнатьев В.П. Методика педагогического рисования в обучении физической географии / Методы обучения географии. – М.: Просвещение, 1968.
75. Игнатьев Н.Л. Народные приметы времен года в Якутии // Вопросы географии Якутии. Вып. 7. Физико-географические исследования. – Якутск: ЯНЦ, 1993. – С.155-157.
76. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М.: Знание, 1981. – 94 с.
77. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. – 376 с.
78. Камерилова Г.С. Теоретические основы урбоэкологии как вариативной учебной дисциплины школьного географического образования: Автореф. дисс…док. пед. наук: 13.00.02 / Г.С. Камерилова – СПб, 2000. – 42 с.
79. Камерилова Г.С. Вариативность в теории и практике эколого-педагогического образования / Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: Сб. матер. научн.-практ. конф. – СПб, 2001. – 12–13 с.
80. Ковалева Г.Е. Формирование и развитие системы природоведческих понятий и ее пропедевтическая роль в биологическом образовании: Дис. …док. пед. наук: 13.00.02 / Г.Е. Ковалева. – Ленинград, 1979. – 348 с.
81. Коврижкина Л.Н. Пропедевтика биологического образования в начальной школе: Автореф.дис…к.п.н: 13.00.02 / Л.Н. Коврижкина. – Челябинск, 2002. – 17 с.
82. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
83. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: Дис. …докт.пед. наук в форме научного доклада. – СПб, 2000. – 70 с.
84. Кондратьев М.П. Предсказания старца. На якут. языке. – Якутск: Бичик, 2007. – 77 с.
85. Кононова Г.А. Художественное описание в школьном географическом краеведении // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. – СПб.: Образование, 1995. – С. 65-66.
85.А. Кононова Г.А. Формирование географического образа Санкт-Петербурга // География в школе. – 2003. – № 5. – С. 43-45.
86. Концепция национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Республики Саха (Якутия) (проект) / Ред. гр. Андреев Г.П. и др. – Якутск, 1996. – 10 с.
87. Концепция обновления и развития национальной школы Якутской – Саха ССР, 1991 – 80 с.
88. Корнеев В.П. Дидактические условия формирования познавательных интересов у учащихся 4-6 классов (на примере природоведения и физической географии): Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00. 02. / В.П. Корнеев – Киев, 1981. – 21 с.
89. Краевский. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М. Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.
90. Краеведение. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
91. Красильникова И.Н. Исследовательская деятельность школьников и научная работа студентов педагогического института на основе изучения своего края // Краеведение: методика преподавания и результаты научных исследований: Сб. науч. тр. – Владимир: ВГПУ, 2003. – С.50-54.
92. Кривошапкина О.М. К проблеме реализации национально-регионального компонента в системе образования // Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения возможности: Тез. – Якутск, 2001. – С.92–93.
93. Кривошапкина О.М. Геоэкологическое краеведение. (Теория и опыт): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 206 с.
94. Кривошапкина О.М. Программа курса «Родной край» (5 класс). – Программно-методические материалы. – Якутск, 2001. – С. 34–37.
95. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. – Якутск, 1992. – 77 с.
96. Лазаревич К.С. Географ должен уметь рисовать. Уроки профессора Половинкина. // География. Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1996. – № 48. – С.8-11.
97. Лазаревич К.С. Топонимика – язык Земли // География. Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1995. – № 19.– С. 1-3.
98. Латюшин В.В. Методика использования природных условий города в обучении ботанике и зоологии: Дис. …канд. пед. наук. – М.: 1982.
99. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.
100.Леднев В.С. Содержание образования. Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1989. – 360 с.
101.Лянцевич В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по географии: (на примере географии республики Коми): Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / В.М. Лянцевич – М., 1999. – 237 с.
102.Майнов И.И. Зачатки народного образования в Якутской области: Сибирский сборник. – 1897. – № 3. – С.11–171.
103.Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. – Якутск: Кн. изд-во, 1983. – 120 с.
104.Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии: 4 изд-е. – Якутск: Якут. Кн. Изд-во, 2001. – 123 с.
105.Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос. – 1998.– 414 с.
105.А. Максаковский В.П. О новой концепции школьного географического образования // География в школе. 1989. № 2. С 34-40.
106.Максимов Г.Н. О состоянии и перспективах географического образования. Географическое образование: состояние, проблемы и перспективы // Науч.-практ. конф. «География для будущих поколений». – Якутск, 2001. – С. 4-7.
107.Максимов Г. Н. Методология и дидактика географии: Моногр. – Якутск: ЯГУ, 1996. – 268 с.
108.Максимов Г.Н. О некоторых концептуальных и организационных вопросах реализации школьного компонента образования // Наука и образование. – 2003. – № 2. – С. 95–98.
109.Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А., Осипова А.Д. Базовый минимум содержания национально-регионального компонента географического образования для Республики Саха (Якутия): Программно-методические материалы. – Якутск, 2001. – С. 1-14.
110.Манзадей О.А. Формирование у подростков географической картины мира на основе развития воображения: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / О.А. Манзадей. – 1994. – 199 с.
111.Маркушевич А.А. Размышление о судьбах ученика // Проблемы школьного учебника. Вып.1. – Педагогика, 1974.
112.Махов С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России»: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / С.И. Махов. – СПб, 1997. – 174 с.
113.Махов С.И., Махова И.П. Краеведческая подготовка в условиях регионализации образования // Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: Сб. материалов по научн.-практ. конф. – СПБ, 2001. – С.206-208.
114.Методическое письмо о преподавании географии в 2001/2002 учебном году: Программно-методические материалы. – Якутск, 2001. – С.15-30.
115.Мигунов И.К., Котягина Н.З. Наша местность: Учебное пособие по природоведению для учащихся 4-х классов школ Вологодской области. – Вологда, 1969. – 48 с.
116.Мординов Н.Е. Весенняя пора: Роман. – М.: Художественная литература, 1993. – 402 с.
117.Мостахов С.Е. Сподвижники путешественников и исследователей. – Якутск: Кн.изд-во, 1966. 209 с.
118.Москвоведение. География Москвы и Московской области: Пособие для учащихся 8-9 кл. – М.: Экопрос, 1994. – 304 с.
119.Монгуш О.С. Методика использования местного материала в развитии экологической культуры учащихся в курсе биологии 6-7 классов: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / О.С. Монгуш.– СПб., 1998. – 149 с.
120. Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Земля. География. Геоэкология./ Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего общего образования (проект) / Мин-во образования РС (Я). – Якутск, 2003. – С. 267-275.
121.Наш край родной. Книга для чтения по природе и истории родного края ( для учащихся 5 классов школ Коми АССР).– Сыктывкар, 1988.-142 с.
122.Недосекова Т.Д. Воспитание гуманных взаимоотношений учащихся в многонациональной городской школе: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.Д. Недосекова. – Якутск, 2000. – 200 с.
123.Неустроев Н.Д. История развития начального образования в Якутии. Часть 1. История развития начального образования в дореволюционной Якутии: Учебное пособие. Якутск: ЯГУ, 1999. – 66 с.
124.Неустроева М.Д, Елисеева М.И. Якут дитя племени урангхай (Ураангхай саха огото). – Программа для 3 класса. – На як. яз. – Якутск, 1998. – с. 56.
125.Неустроева М.Д. Якут дитя племени урангхай (Ураангхай саха огото). – Программа для 1-3 класса. – На як.яз. – Якутск, 1992. – 16 с.
126.Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пос-е для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
127.Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде – Н. Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. – 56 с.
128.Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе. – М.: Прогресс, 1975. – 236 с. пер. с англ. И. М. Шрайбера. ред. и предисловие Л. М. Панчешниковой.
129.Ноева Л.Н. Педагогические условия развития положительной мотивации учения у школьников (на материале уроков математики): Дис. …канд. пед. наук. – Якутск, 2001. – 137 с.
130.Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Якутск: С.3-34.
131.Осипова О.П. Преемственность в развитии культуры учебного труда учащихся при переходе из начальной в основную общеобразовательную школу: Дис. …канд. пед. наук / О.П.Осипова. – Якутск, 1999. – 155 с.
132.Основы научных исследований. География / Под. ред. Н. Д. Пистуна, Т.И. Швебса. – Киев: Высш. шк., 1988. – 190 с.
133.Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: 1988.
134.О работе учреждений образования в 2000-2001 учебном году: Информационно-справочный бюллетень (выпуск 7). – Администрация г. Якутска. – Якутское гор. упр-ние образ-ния. – Якутск: 2001. – 44 с.
135.Павлюк Г.Ш. Региональный компонент образования в Амурской области // География в школе. – 2002. – № 7. – С.61.
136.Пахомова Л.С. Программа «Якутск – город мой» (5 класс): Программно-методические материалы. – Якутск, 2001. – С.37-43.
137.Пахомова Л.С. Якутск – город мой / Под ред. О.М. Кривошапкиной. – Учебное пособие для учащихся 5 класса средних общеобразовательных школ. – Якутск, 2003. – 112 с.
137а. Пахомова Л.С. Дидактические материалы к курсу «Якутск – город мой» (5 класс). Пособие для учителей. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. – 47 с.
138.Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-пресс, 1998. – 456 с.
139.а. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научн изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. – 528. – С.127. С.146
139.Платонова Н.Н. Обучение физике учащихся 5-6 классов с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия): Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н. Платонова. – М., 1999. – 16 с.
140.Половинкин А.А. География и родная природа (Изучение природы родного края при прохождении курса общей физической географии). – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – 62 с.
141.Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с.
142.Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. – Якутск: ИСКРО, 1994. – 139 с.
143.Попова Г.С. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (на примере северных улусов РС (Я): Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.02 / Г.С. Попова. – Якутск, 1998. – 22 с.
144.Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа кут-сюр. – Якутск: ЯГУ, 1994. – 76 с.
145.Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: Дис…докт. пед. наук: 13.00.02 / И.С. Портнягин. – Якутск, 1999. – 363 с.
146.По тропам Чочур-Мурана (путеводитель) / Под ред. Б. Карпель – Якутск: ЯНЦ СО АН СССР. – 1989. – 32 с.
147.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. Учебник для студ. высш. и средн. спец. учебн. заведений. – М.: ТЦ Сфера. – 2000. – 528 с.
148.Преображенский В.С. К концепции школьной программы по географии // География в школе. – 1989. – С.40-42.
149.Приоритеты развития в Республике Саха (Якутия). Доклад Министерства образования на январском (2000 г.) дистанционном совещании работников образования // Народное образование в Якутии. – 2000. – № 2. – С.1-25.
150.Пришвин М.М. «Лицо данного края» // География.– Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1996. – № 44. – С.16.
151.Программа якутской школы. География 5-9 классы. – Якутск, 1992. – 16 с.
152.Программы по предметам преподавания в трудовой советской школе 1-й ступени. Якутск: типогр. Наркомпроса, 1923. – 71 с.
153.Программы по изучению родного края. Региональный компонент / Под ред. А.Г. Шурыгиной. – Киров, 1995. – 59 с.
154.Программы для средних общеобразовательных школ. География. – М,: Просвещение, 1993. – 220 с.
155.Проект национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальная школа. – Якутск, 2002. – 68 с.
156.Проект национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования. Ч. II. Основная школа. – Якутск, 2002. – 308 с.
156а. Проект «Создание учебных пособий для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)» / Под ред. О.М. Кривошапкиной. – Якутск: …,
157.Растворова Е.В. Формирование познавательного интереса к географии у учащихся 6-х классов при изучении факультативного курса «География. Путешествия. Культура»: Дис….канд. пед. наук: 13.00.02. / Е.В. Растворова. – СПб, 1996. – 184 с.
158.Республика Саха (Якутия): Административно-территориальное деление на 1 января 1999 года / 5 изд., испр. доп. – Якутск: НИПК Сахаполиграфиздат, 1999. – 120 с.
159.Рогачев А.В. Москва: Город-человек-природа: Эксперим. учебн. пос. для учащихся 8-9 классов. – М.: МИРОС–Дрофа, 1994. – 405 с.
160.Родзевич Н.Н. Городские географо-экологические экскурсии // География в школе. – 1991. – № 3. – С.29-32.
161.Родзевич Н.Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения // География в школе. – 2000. – № 3. – С. 38.
162.Родной край: Пособие по географии и истории для 4 класса Смоленской области. – М.: 1965.
163.Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок / Учеб. пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
164.Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Пед. общ-во России, 1999. – 328 с.
165.Рыжов И.Н. Восприятие окружающей среды городскими школьниками // География в школе. – 2001. – № 5. – С. 63–66.
166.Ряднов В. Уроки родиноведения (применительно к московскому горизонту) и элементарный курс Отечественной географии (отечествоведение). – Выпуск 1. М.: Изд-во братьев Салаевых, 1875. – 154 с.
167.Садыков Г.Г. Учебная экскурсия как форма экологической деятельности в микросоциуме Екатеринбург: Автореф. дисс …канд. пед. наук: 13.00.02 / Г.Г. Садыков. – Екатеринбург, 2000. – 17 с.
168.Салимов И.Х. Восприятие края // География. Еженед. прилож. к газ. «Первое сентября». – 1995. – № 12. – С.8.
169.Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 127 с.
170.Сверлова Л.И. География на современном этапе развития и концепции углубленного изучения ее в средних общеобразовательных учебных заведениях: Методические рекомендации. Хабаровск: 1995. – 40 с.
171. Семенов М., Воронов Н. Первые уроки географии. Для низших классов средн. учебн. завед. Родиноведение для Москвы и отечествоведения. – М., 1904. – 72 с.
172. Сенькин В.Л. Наш край: Учеб. пособие для 4 класса. – на якут. и русск. яз. – Якутск, 1965. – 30 с.
172.а. Сенькин В.Л. Мой опыт по краеведческой работе в школе. – Якутск: ГОСИЗДАТ ЯАССР, 1949. – 68 с.
173. Сивцева А.И., Мостахов С.Е. География Якутии: Учебное пособие для общеобразовательных школ. – Якутск, 1968. – 160 с.
173а. Сивцева А.И., Мостахов С.Е., Дмитриева З.М. География Якутской АССР: Учебное пособие для общеобразовательных школ. – Якутск, 1969. – 166 с.
174.Сивцева А.И. Уроки по курсу «География Якутии» (Методические разработки для студентов географического отделения). – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1979. – 54 с.
175.Стандарт географического образования в средней школе // География в школе. – 1993. – № 4. – С. 27-30.
176.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001) // Управление школой. – 2001. – № 3. – С.12.
177.Современный урок географии: Методические разработки уроков / Сост. И.И. Баринова. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 128 с.
178.Строев К.Ф. Краеведение. Пособие для учителя М.: Просвещение, 1987.-158 с.
179. Студенцов Н.Н. Теоретические основы школьной географии: Дис. …докт. пед. наук: 13.00.02 / Том 1. Н.Н.Студенцов. – Саратов, 1964. – 237 с.
180.Соломин В.П., Станкевич П.В. Экологическое краеведение как основа формирования экологической культуры // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб: Образование, 1994. – С.8-10.
181.Сосин И., Неустроев И. Якутские приметы. – Якутск, 1992. – 50 с.
182.Судаков В.В. Теоретические основы разработки и введения НРК государственного стандарта общего среднего образования: Дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 / В.В. Судаков. – М., 1999. – 413 с.
183.Сухоруков В.Д. Восприятие географических знаний. // Географическое образование: состояние, проблемы и перспективы. – науч.-практ. конф. «География для будущих поколений». – Якутск, 2001. – С.7–11.
184.Сухоруков В.Д. К вопросу о предмете методики обучения географии // Проблемы непрерывного естествен. образ-я. Сб. мат-в науч.-практ. конф. – 2002. – С. 54-56.
185.Талызина Н.Ф. Место и функции учебника в учебном процессе / В кн. проблемы школьного учебника. – 1978. – Вып. 6. – С. 52 -53.
186.Тимофеева З.М. Программа курса «География родного города» 5-9 класс // География в школе. – 1995. – № 1. – С.56-60.
187.Трухина М.Д. Конструирование и методика изучения пропедевтических курсов химии для учащихся седьмых классов средних школ: Автореф. дисс… канд. техн. наук / М.Д. Трухина. – М., 1998. – 17 с.
188.Ульянова В.В. Изучение природно-антропогенных комплексов города в курсах географии основной школы (на примере г. Благовещенска): Автореф. дисс. …канд. пед. наук: 13.00.02 / В.В. Ульянова. – М., 2002. – 16 с.
189.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1988. – Т. 2. Т.6. – 496 с.
190.Файбусович Э.Л., Чернихова Е.Я. Социально-экономическая география в быту / Географическое краеведение в школе и вузе: Мат. всеросс. научн.-практ. конф. – Владимир: ВГПУ, 2000. – С. 86.
191.Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве детства. – М.: Флинта, 1997. – 160 с.
192.Филиппова М.В. О роли путешествий в жизни школьников // География в школе. – 1999. – № 7. – С. 53-54.
193.Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 9 класса средней школы. – СПб: Спец. лит-ра, 1997. – 152 с.
194.Финаров Д.П., Любимов В.Ф. Комплексное краеведение // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. – СПб.: Образование, 1995. – С. 25-26.
195.Хлытина О. М. Формирование ценностного отношения к прошлому (на материале пропедевтического курса истории Отечества): Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / О.М. Хлытина. – СПб, 1997. – 241 с.
196.Шадрин П.И. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы Якутской АССР. – Якутск, 1973. – 167 с.
197.Шадрина С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С.Н. Шадрина. – Якутск, 1997. – 19 с.
198.Шишов С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: Опыт, проблемы, перспективы. – М. – Якутск, 1997. – 215 с.
199.Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
200.Школа саморазвития «Ил-Турук»: из опыта работы школы № 1 4 г . Якутска / Сост. :М.И.Борисов. – Якутск, 999. – 58 с.
201.Школа саморазвития «Ил-Турук»: проблемы, опыт, ожидания / Сост. М.И. Борисов. – Якутск, 2001. – 48 с.
202. Штец. А.А. Национально-региональный компонент в содержании образования // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы. Вып. 4. – М.: Баласс, 2000. – С. 175–202.
203. Штофф В.А. Моделирование и познание. – Минск: Наука и техн., 1974. – 211 с.
204. Целевые ориентиры программы развития «Столичное образование» г. Якутска Республики Саха (Якутия). – Якутск, 2001. – 146 с.
205. Чемезов В.Н. Первые школы Якутии / Доклады АН ЯФАН. – Якутск,1954. – 116 с.
205а. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – 122 с.
206. Чехлова З.Ф. Формирование познавательной активности младшего подростка в учебной деятельности // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. – Л, 1986. – 172 с.
207. Энциклопедический словарь. – М.: Госуд. научн. изд-во БСЭ, 1955. – 27 с.
209. Этнопедагогическая система экологического воспитания младших школьников. Методические указания. Якутск: ЯГУ, 1999. – 24 с.
210. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Ново-Николаевск, 1923.
211. Яковлева Н.И. Реализация краеведческого принципа в изучении физической географии (на примере начального курса физической географии): Дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.И. Яковлева. – М., 1997. – 209 с.
212. Яковлев Н.М. Вопросы пропедевтики школьного географического картоведения (Чтение физической карты в 5-м классе средней школы). Автореф. …канд. пед. наук. – М., 1954. – 16 с.
213. Якутск. Географический атлас. – М.: Мин-во экологии и природопользования, 1992. – 55 с.
214. Ядрихинская Л.С., Платонов Д.И. Литературное и философское наследие якутского философа А.Е. Кулаковского в формировании этнокультурного сознания // Материалы IV науч.-практ. конфер. «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации». – СПб. – Астерион, 2002. – С. 517–520.
215. Быстрова А.В., Иванова Л.К., Захарова В.И., Захаров Н.С., Капитонова П.П., Климонтова С.В., Кривошапкина О.М., Назарова Л.Г., Неустроева А.П., Никифоров Т.Т., Попов Г.Д. Земля моя – Амгинская: учеб. пособие по курсу «Родной край» для 5 кл./ [А.В. Быстрова и др.; научн. ред. д.п.н., проф. ЯГУ О.М. Кривошапкина]; МО «Упр.образованием Амгин.улуса (р-на) Респ.Саха (Якутия)» – Якутск: Изд-во «Дани-Алмас», 2007. – 162 с.

MARC record