Пешкова В. Е.

Феномен Гения
 
 
ISBN: 978-5-4475-3890-3
УДК: 159.9
ББК: 88.85
DOI: 10.23681/274423
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015
Number of pages: 158
Additional information: 3-е изд.
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
В книге предлагаются гипотезы, связанные с объяснением феномена гениальности, раскрываются вопросы психологии творчества. Особое внимание уделено концепции морфо-функциональных и биохимических факторов повышенной умственной активности основоположника отечественной медицинской генетики В. П. Эфроимсона. Затронута проблема гениальности как истории болезни; раскрыты особенности мозга и способности гениев; выявлены предпосылки и психологические основы педагогики гениальности. Дается авторская концепция развития способностей детей.
Книга была отмечена дипломом Фонда развития отечественного образования на конкурсе «Лучшая научная книга 2004 года среди преподавателей высших учебных заведений».
Адресуется психологам, медикам, педагогам, занимающимся образованием детей. Может быть полезна широкому кругу читателей.
Книга стала лауреатом конкурсов на «Лучшую научную книгу» в 2005 и 2006 гг., проводимых Фондом развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений (Сочи).
Награждена Почетной Грамотой АСКИ РФ на конкурсе «Лучшая книга 2006 года». Представлена на международной выставке – Лондонская Книжная Ярмарка (London Book Fair, 2008).

Contents

Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 272 с.
2. Адрианов О.С. Архитектура мозга и индивидуальность личности (к постановке проблемы) // Успехи физиологических наук. 1993. Т. 24. № 3. С. 25—41.
3. Адрианов О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. — М.: Медицина, 1976. — 280 с.
4. Адрианов О.С., Боголепова И.Н., Блинков С.М., Кукуев Л.А. Исследование мозга В.И. Ленина // Успехи физиологических наук. 1993. Т. 24. № 3. С. 40—51.
5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968.
6. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7. С. 97—111.
7. Асланян М. Евгеника — соблазн остается // Наука и жизнь. 1997. № 12. С. 112—117.
8. Афонькин С. Я гения узнаю по походке // Чудеса и Приключения. 2002. № 6. С. 12—15.
9. Баландин Р.К. Научные истины или мифы XX века? // Знак вопроса. 1999. № 4. С. 3—38; Гены и гении //Чудеса и Приключения. 1998. № 1. С. 12—13.
10. Баранов В.С. Гены предрасположенности, или Болезни, которые нас выбирают... // Наука в России. 2003. № 1. С. 27—31.
11. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. 2000. Т. 2. № 6. С. 51—56.
12. Батуев А.С. Кортикальные механизмы интегративной деятельности мозга. Л.: Наука, 1978. — 53 с.
13. Бауров Ю.А. Структура физического пространства и новый способ получения энергии. — М.: Кречет, 1998.
14. Бехтерева Н. Мозг человека — сверхвозможности и запреты // Наука и жизнь. 2001. № 7. С. 14—21.
15. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. — Л.: Наука, 1980. — 208 с.
16. Бехтерева Н.П. Нейропсихологические аспекты психической деятельности человека. — Л.: Медицина, 1974. — 151 с.
17. Бехтерева Н.П. Тайны умного мозга // Здоровье. 2001. № 1. С. 10—13.
18. Боголепова И.Н., Малофеева Л.И., Суслова Л.П. Особенности цито-архитектоники некоторых корковых структур мозга профессионально одаренных людей // Материалы симпозиума НИИ мозга РАМН «Макро- и микроуровни организации мозга». — М.: Изд-во НИИ мозга РАМН, 1992. — 184 с.
19. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. — М.: Наука, 1984.
20. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 89—95.
21. Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психический процесс // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 17—29.
22. Бухбиндер А. Мозг, что новенького? // Знание — сила. 2000. № 11. С. 32—38.
23. Вартанян Г.А., Пирогов А.А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. — Л.: Наука, 1991. — 168 с.
24. Виноградов Е. Ваше время, товарищ гений! // Чудеса и Приключения. 1993. № 2. С. 28—31.
25. Виноградов Е. Таланты и луна // Чудеса и Приключения. 1999. № 6. С. 33.
26. Виноградов Е.С. Изменение частоты рождений одаренных людей в разных фазах 11-летнего солнечного цикла за 1100 лет // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 96—102.
27. Виноградов Е.С. Колебания рождаемости одаренных людей в 11-летнем солнечном цикле // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 2.
28. Виноградов Е.С. О физических факторах интеллекта // Вопросы психологии 1989. № 6. С. 108—114.
29. Виноградов Е.С. Тайны одаренности // Свет (Природа и человек). 2003. № 8. С. 42—43.
30. Гений и безумие: По материалам журнала «Science News» (США) // Наука и жизнь. 1996. № 3. С. 32—33.
31. Гомазков О. Мозг — XXI: закон доминанты // Знание — сила. 1995. № 5. С. 51—57.
32. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 82—88.
33. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психофизиологию активности. — М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
34. Грузенберг С.О. Гений и творчество. — Л.: Сойкин, 1924. — 254 с.
35. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 373 с.
36. Дружинин В.И. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
37. Дубинин Н.П. Что такое человек. — М.: Мысль, 1983. — 336 с.
38. Душа человека весит 12 граммов // Российская газета. 2003. 19 июля. № 144. С. 30.
39. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. № 5—6. С. 5—15.
40. Ермаков Д., Маркина Н. Классическая музыка активизирует интеллект // Химия и жизнь. 2004. № 10. С. 49.
41. Животовский Л.А. Гены и расы: все мы одного рода-племени // Наука в России. 2004. № 4. С. 33—38.
42. Зворыкин В.П. Морфофункциональные основы индивидуальности, а также духовности человека // Успехи физиологических наук. 1992. Т. 23. С. 107—123.
43. Зворыкин В.П. Нейроморфологическое свидетельство индивидуальных различий в зрении человека // Арх. анатомии. 1981. Т. 81. № 10. С. 21—24.
44. Зворыкин В.П. Новое в вопросе об индивидуальных количественных особенностях латерального коленчатого тела человека // Арх. анатомии. 1980. Т. 78. № 3. С. 24—27.
45. Зворыкин В.П. Элементы построения теории морфологических основ специфической одаренности // Успехи современной биологии. 1990. Т. 109. Вып. 2. С. 263—279.
46. Зорин В. Знакомьтесь: я — гений // Свет (Природа и человек). 1998. № 4. С. 70.
47. Зорин В. Феномен поневоле // Свет (Природа и человек). 1999. № 8. С. 67.
48. Зощенко М. Возвращенная молодость; Голубая книга; Перед восходом солнца: Повести. — Л.: Художественная литература, 1988. С. 5—160.
49. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. — СПб.: Питер, 2001. 464 с.
50. Казиев В.М. Исполнитель алгоритмов — человек // Информатика и образование. 1002. № 10. С. 23—28.
51. Кесарев В.С., Боголепова И.Н., Трыкова О.В. К проблеме эволюционной специфики развития мозга человека // Соотношение биологического и социального в развитии человека. Материалы симпозиума. — М., 1974. С. 55—59.
52. Кожедуб Р.Г. Самоорганизация мозга как интеграция процессов разной пространственной и временной шкалы // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26. № 4. С. 28—46.
53. Козырев Н.А. Время как физическое явление. Избранные труды. Л., 1991.
54. Кокин А.В. Феномен интеллекта. — СПб.: ЛИК, 2002. — 192 с.
55. Корочкин Л.И. Гены и поведение // Соровский Образовательный Журнал. 1997. № 1. С. 15—21.
56. Ландрам Дж.Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
57. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. № 1. С. 26—40.
58. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: МГУ, 1972. 576 с.
59. Летников Ф. Между небом и землей // Наука и религия. 1999. № 6. С. 42—43.
60. Логунова Л., Халуторных О. Экспедиция в гениальность // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 149—152.
61. Лопатина Н.Т., Пономаренко В.В. Исследование генетических основ высшей нервной деятельности // Физиология поведения. — Л.: Наука, 1987. С. 9—59.
62. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. С. 109—140.
63. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
64. Маркина Н. Маршруты на карте мозга // Химия и жизнь. 2004. № 9. С. 6—11.
65. Монахов В. Кто Вы, гении?.. // Парламентская газета. 2001. 3—4 августа. С. 17.
66. Оржеховская Н.С. К вопросу об особенностях структурной организации лобных долей и хвостатого ядра у особо одаренных людей // Материалы симпозиума НИИ мозга РАМН «Макро- и микроуровни организации мозга». — М.: Изд-во НИИ мозга РАМН, 1992. — 184 с.
67. Пешкова В.Е. Духовное Знание — приближение к Истине (Монографический поиск). — Майкоп: Аякс, 2004. — 700 с.
68. Пешкова В.Е. Мозг деятельностный // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской подготовки. Сб. научн. трудов. Вып. 3. — Майкоп: АГУ, 2004. С. 98—113.
69. Пешкова В.Е. Мозг системный // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской подготовки. Сб. научн. трудов. Вып. 3. — Майкоп: АГУ, 2004. С. 86—97.
70. Пешкова В.Е. Мозг функциональный // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской подготовки. Сб. научн. трудов. Вып. 3. — Майкоп: АГУ, 2004. С. 114—125.
71. Пешкова В.Е. Мозг электрический // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской подготовки. Сб. научн. трудов. Вып. 3. — Майкоп: АГУ, 2004. С. 125—134.
72. Поляков Г.И. О принципах нейронной организации мозга. М.: Издательство МГУ, 1965. 167 с.
73. Поляков Г.И. Развитие новой коры большого мозга в течение первой половины внутриутробной жизни // Развитие мозга ребенка. — Л.: Медицина, 1965. С. 22—52.
74. Поляков Г.И. Ранний и средний онтогенез коры большого мозга человека. — М.: Изд-во Государственного Института мозга. 1937. 67 с.
75. Пуанкаре А. Математическое открытие // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 356—365.
76. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 10-ти т. — М.-Л., 1949. Т. 3. С. 265.
77. Равич7Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник. Под ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Аспект Пресс, 2000. 447 с.
78. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. С. 3—212.
79. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
80. Савватеева Е.В. Генетические основы высшей нервной деятельности // Успехи современной генетики. — М.: Наука, 1991. Т. 17. С. 33—99.
81. Савельев С.В. Природа индивидуальности мозга человека // Природа. 1995. С. 16—31.
82. Свердлов Е.Д. Гены и поведение: что мы знаем и почему мы знаем так мало // Химия и жизнь. 2002. № 12. С. 38—39.
83. Селли Дж. Гениальность и помешательство // Юность. 1995. № 8. С. 78—84.
84. Серебрянникова Л. Духовный потенциал предков, выходящих из глубины веков,— вот в чем суть феномена гениальности // Чудеса и Приключения. 1994. № 10. С. 54—55.
85. Сироткина И.Е. Гений и безумие: из истории идеи // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 116—124.
86. Смайлс С. Сочинения: В 2-х т. Т. 2: Жизнь и труд или Характеристика великих людей / Пер. с англ. М.: ТЕРРА, 1997. 480 с.
87. Смирнова И. Как гений создает шедевры? // Наука и религия. 2001. № 2. С. 28—30.
88. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 15—222.
89. Тетушкин Е.Я. Гены, делающие нас людьми, будут найдены // Химия и жизнь. 2001. № 11. С. 45—49.
90. Товкай Г. Вы ждете... гения? // Свет (Природа и человек). 1998. № 10. С. 2; 28—31.
91. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 89—105.
92. Ушаков Д.В. Творчество и Дарвиновский способ его описания // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 104—111.
93. Франц М.7Л. фон. Наука и бессознательное // Человек. 1996. № 5. С. 55—63.
94. Человек все же умнее компьютера // Российская газета. 24 сентября. 2003. № 36. С. 31.
95. Черносвитов П.Ю. Плюсквамперфект человечества // Химия и жизнь. 2001. № 11. С. 41—44.
96. Чтобы стать гением, отключите часть мозга: По материалам иностранной печати // Наука и жизнь. 2000. № 3. С. 12—15.
97. Шадриков В.Д. О содержании понятия «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 2—7.
98. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 3. С. 38—46.
99. Шевченко Ю.Г. Развитие коры мозга в свете онтофилогенетических соотношений. — М.: Наука, 1972.
100. Шлионская И. Неужели мы живем в искусственной Вселенной? // Чудеса и Приключения. 1999. № 7. С. 18—19.
101. Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997. 128 с.
102. Этинген Л.Е. Высшая форма природы // Человек. 1997. № 4. С. 19—28.
103. Этинген Л.Е. Головной мозг // Человек. 2004. № 5. С. 171—183.
104. Эфроимсон В. «Божий дар» или естественный феномен? // Народное образование. 1991. № 2. С. 137—143.
105. Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности: В 2-х частях. — М.: Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова АН СССР, Московское общество испытателей природы, 1982. — 439 с.
106. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. — СПб.: Талисман, 1995. — 228 с.
107. Эфроимсон В.П. Между гениальностью и психопатией // Химия и жизнь. 2004. № 10. С. 44—48.
108. Яблоков М.Н. Странные люди странного времени // Знак вопроса. № 3. — М.: Знание, 2002. С. 99—123.
109. Bergius R. «Begabung» als Ergbnis von Lernvorgangen // Studium Lenrale. 1971. V. 24. № 2. S. 202—217.
110. Bloom B.S. Stability and change in human characteristics. N.-Y., 1964.
111. Heize M. Cytoarchiteklonische unter gliederung der Area occipitalis // J. Hirnforschung. 1954. Bd. 1. № 3. S. 173—198.
112. Herrnstein R.J., Murray Ch. The bell curve. Intelligence and class structure in American life. N.-Y. 1994.
113. Mitchell D.E. Sensitive periods in visual development // Development of perception. V. 2. The visual system. 1981. P. 3—43.

MARC record