Богус М. Б.

Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников: монография
 
 
ISBN: 978-5-4475-5256-5
УДК: 37. 015. 3
ББК: 88.840.302
DOI: 10.23681/364895
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015
Number of pages: 184
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
Монография посвящена проблеме развития умственных способностей. В книге раскрываются теоретико-методологические основы развития умственных способностей младших школьников. Выявлены особенности организации учебной деятельности младших школьников, ориентированной на развитие их умственных способностей.
Книга адресована преподавателям высших и средних специальных учебных заведений, учителям школ, аспирантам, студентам педвузов.

Contents

Список литературы

1. Абульханова, К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова. – М.: Наука, 1979. – 224 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. К проблеме социальной обусловленности психического / К.А. Абульханова-Славская // Вопросы философии. – 1970. – № 7. – С. 75–85.
3. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 19–44.
4. Алексеев, А.А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. – СПб.: Экон. шк., 1993. – 350 с.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
7. Анцыферова, Л.И. Категория развития в психологии / Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина, Е.Ф. Рыбалко // Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Наука, 1988. – С. 22–55.
8. Анцыферова, Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Проблемы психологии личности. – М., 1982. – С. 140–148.
9. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский; сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с.
10. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методологические основы) / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
11. Бабанский, Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю.К. Бабанский, Г.А. Победоносцев. – М.: Педагогика, 1980. – 80 с.
12. Басов, М.Я. Проблема развития человека / М.Я. Басов // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – С. 8–17.
13. Берулава, Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся: учеб. пособие / Г.А. Берулава. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990. – 88 с.
14. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 / П.П. Блонский. – М., 1979. –
15. Богданова, Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: дис. … канд. психол. наук / Т.Г. Богданова. – М., 1978. – 27 с.
16. Богоявленский, Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Н. Богоявленский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.
17. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 375 с.
18. Брушлинский, А.В. О формировании психического / А.В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 106–126.
19. Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика / А.В. Брушлинский. – М.: Мысль, 1970. – 191 с.
20. Веккер, Л.М. Мышление и интеллект / Л.М. Веккер // Психические процессы: в 2 Т. Т. 2. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. – 342 с.
21. Вергелес, Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: дис. … д-ра пед. наук / Г.И. Вергелес. – Л., 1990. – 380 с.
22. Вергелес, Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей: учеб. пособие / Г.И. Вергелес. – Л.: Изд-во ЛГПИ, 1987. – 80 с.
23. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися/ Н.Н. Верцинская. – Минск: Народная Асвета, 1983.
24. Вопросы психологии обучения второму языку в младшем школьном возрасте. – Тбилиси: Мецниереба, 1982. – 136 с.
25. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956. – 519 с.
26. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 471 с.
27. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. – М.; Воронеж: Изд-во ин-та практ. психол., 1996. – 512 с.
28. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 Т. Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
29. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – С. 12–102.
30. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. Т. 1. – М.: Изд-во МГУ, 1959. – С. 441–470.
31. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд. – М.: Прогресс, 1965. – 210 с.
32. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 560 с.
33. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2000. – 572 с.
34. Гребенюк, Т.Б. Формирование индивидуальности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. … д-ра пед. наук / Т.Б. Гребенюк. – Ярославль, 2000. – 430 с.
35. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
36. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, – С. 65–78.
37. Даниленкова, Г.Г. Формирование учебной деятельности студентов на лекции по педагогике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Г. Даниленкова. – Калининград, 1995. – 19 с.
38. Добрынин, Н.Ф. Интеллект и внимание / Н.Ф. Добрынин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 198–204.
39. Завалишина, Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления / Д.Н. Завалишина. – М.: Наука, 1985. – 217 с.
40. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 Т. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986.
41. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко; под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мищерякова. – М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психол.»: НПО «МОДЭК», 1996. – 554 с.
42. Изюмова, С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения / С.А. Изюмова. – М.: Наука, 1995. – 382 с.
43. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984 – 144 с.
44. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 199 с.
45. Ищенко, Т.Н. Дидактические условия групповой работы как средства развития активности школьников в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Ищенко. – М., 2003. – 19 с.
46. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
47. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
48. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 191 с.
49. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Гл. XXIX / Я.А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1939. – С. 3–16.
50. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / Я.А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1939. – 308 с.
51. Конопкин, О.А., Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 42–52.
52. Коротаев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б.И. Коротаев. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
53. Корсакова, Г.Г. Формирование учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Г. Корсаков. – Калининград, 1997. – 19 с.
54. Костюк, Г.С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка / Г.С. Костюк // Сов. педагогика. – 1956. – № 12. – С. 60–72.
55. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии / Г.С. Костюк // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969. – С. 118–152.
56. Костюк, Г.С. Психологические вопросы воспитывающего обучения / Г.С. Костюк // Родянська школа. – 1965. – № 9. – С. 19–26.
57. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
58. Кудаев, М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы / М.Р. Кудаев. – Майкоп: Качество, 1997. – 194 с.
59. Лейтес, Н.С. Опыт психологической характеристики темпераментов / Н.С. Лейтес // Типологические особенности ВНД. – М.: АПН РСФСР, 1965. – С. 267–303.
60. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
61. Леонтьев, А.Н. Обучение как проблема / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1957. – № 1. – С. 3–17.
62. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 575 с.
63. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. – 89 с.
64. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981.– 166 с.
65. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
66. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.
67. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
68. Люблинская, А.А. Некоторые особенности умственной деятельности младшего школьника / А.А. Люблинская // Ученые записки Ленинградского гос. пед. ин-та. им. А.И. Герцена. – 1970. – Т. 339.
69. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 253 с.
70. Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе / В.Н. Максимова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. – 84 с.
71. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
72. Маркова, А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1983. – 95 с.
73. Матюшкин, А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения / А.М. Матюшкин // Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М., 1968. – С. 186–203.
74. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьника / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991. – 149 с.
75. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
76. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 219 с.
77. Мудрость воспитания: кн. для родителей / сост. Б.И. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.
78. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1988. – 456 с.
79. Новые тесты IQ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
80. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
81. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
82. Обучение и развитие: (экспериментально-педагогическое исследование) / под ред. Л.В. Занкова. – М.: Педагогика, 1975. – 440 с.
83. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Политиздат, 1991. – 287с.
84. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. – 637 с.
85. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 272 с.
86. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка: пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
87. Принципы развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – 368 с.
88. Психология мышления. Хрестоматия по психологии. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672 с.
89. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
90. Психология развития: учеб. для студентов высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
91. Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – 366 с.
92. Пушкин, В.Н. Психология целеобразования и проблема интеллектуальной активности / В.Н. Пушкин. – М.: Педагогика, 1970. – 313 с.
93. Равен, Дж.К. Руководство к тесту Равена. Общий раздел руководства. Раздел 1 / Дж.К. Равен, Дж. Х. Курт. – М.: Когито-Центр, 1992. – 115 с.
94. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 208 с.
95. Репкин, В.В. Строение учебной деятельности / В.В. Репкин // Вестник Харьковского университета. – 1976. – № 132. – С. 10–16.
96. Рубинштейн, С.Л. Вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1955. – № 1. – С. 6–17.
97. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
98. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1960. – № 3.
99. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
100. Сеченов, И.М. Избранные произведения. Т. 1 / И.М. Сеченов. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – 772 с.
101. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. – М., 1971.
102. Славская, К.А. Мысль в действии / К.А. Славская. – М.: Госполитиздат, 1968. – 208 с.
103. Смирнов, А. Психология, педагогика, школа / А. Смирнов // Народное образование. – 1969. – № 1. – С. 26–31.
104. Сухомлинский, В.А. Об умственном воспитании / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1983. – 345 с.
105. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. – М.: Прогресс, 1975. – 344 с.
106. Телегина, Э.Д. Психологический анализ эвристик человека: дис. … канд. психол. наук / Э.Д. Телегина. – М., 1967. – 28 с.
107. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: АН РСФСР, 1961. – 351 с.
108. Тихомиров, О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 304 с.
109. Тихомиров, О.С. Понятия и принципы общей психологии / О.С. Тихомиров. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 85 с.
110. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 41 / Л.Н. Толстой. – М.: Госполитиздат, 1957. – 608 с.
111. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. – М., 1966.
112. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. – М.: Изд-во Ин-та практ. психол., 1997. – 448 с.
113. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 5–8 / К.Д. Ушинский. – М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
114. Флейвелл, Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже / Д.Х. Флейвелл. – М.: Просвещение, 1967. – 193 с.
115. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
116. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 215 с.
117. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному / З. Фрейд. – М., 1925.
118. Хакунова, Ф.П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса: системный подход / Ф.П. Хакунова. – М.: Изд-во МГОУ, 2003. – 179 с.
119. Хакунова, Ф.П. Психологическая сущность процесса усвоения знаний / Ф.П. Хакунова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – 23 с.
120. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников / И.Ф. Харламов. – Минск: Нар. асвета, 1975. – 208 с.
121. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
122. Хрестоматия по истории педагогики. Т. 2. – М.: Учпедгиз, 1940. – 688 с.
123. Чароян, О.Г. Эффективность мнемических процессов у людей с различным интеллектуальным уровнем / О.Г. Чароян // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 4. – С. 65–73.
124. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
125. Шадриков, В.Д. Интеллектуальные операции / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская книга: Логос, 2006. – 108 с.
126. Шадриков, В.Д. Психология способностей и деятельности: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.
127. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
128. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
129. Эббингауз, Г. Смена душевных образований / Г. Эббингауз // Психология памяти. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 270–283.
130. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации псих. развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – С. 169–175.
131. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюка, П.Р. Чаматы. – Киев, 1961.
132. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1974. – 64 с.
133. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996.
134. Якиманская, И.С. Основные направления исследований образного мышления / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 5–17.
135. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1979. – 114 с.
136. Cattel, R.B. Abilities: their structure, growth and action / R.B. Cattel. – Boston: Houghton Mifflin, 1971.
137. Guilford, J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. – N. Y.: Mac Craw Hill, 1990.
138. Sternberg, R.J. Intellectual styles. Theory and classroom implications / R.J. Sternberg // Learning and thinking styles: Classroom, interaction. – Washington: Nat. Educ. Association, – P. 18–42.
139. Thurstone, L.L. Primary mental abilities / L.L. Thurstone. – Chicago: The Univ of Chicago Press, 1938.
140. Большой психологический словарь. – М.: Наука, 1982. – 683 с.

MARC record