Богус М. Б.

Развитие умственных способностей младших школьников в условиях адыго-русского двуязычия: монография
 
 
ISBN: 978-5-4475-5259-6
УДК: 373.3
ББК: 74.2
DOI: 10.23681/364897
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015
Number of pages: 344
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
Монография посвящена проблеме развития умственных способностей в условиях двуязычия. В книге раскрываются теоретико-методологические основы развития умственных способностей младших школьников в условиях двуязычия. Автором разработано теоретико-методическое обеспечение процесса развития умственных способностей младших школьников в условиях адыго-русского двуязычия.
Книга адресована преподавателям высших и средних специальных учебных заведений, учителям школ, аспирантам, студентам педвузов.

Contents

Список литературы

1. Аветисян, Э.С. Динамика формирования и выражения мысли в процессе овладения вторым языком: дис. … канд. психол. наук / Э.С. Аветисян. – Ереван, 1984. – 326 с.
2. Аврорин, В.А. Двуязычие и школа / В.А. Аврорин // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М.: Наука, 1972. – С. 49-62.
3. Аврорин, В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (К вопросу о предмете социолингвистики) / В.А. Аврорин. – Л.: Наука, 1975. – 276 с.
4. Акуленко, В.В. Вопросы интернационализации словарного состава языка / В.В. Акуленко. – Харьков, 1972. – 137 с.
5. Алхазишвили, А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи / А.А. Алхазишвили. – Тбилиси: Генатлеба, 1974. – 158 с.
6. Ахунзянов, Э.М. Двуязычие и лексико-семантическая интерференция / Э.М. Ахунзянов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. – 189 с.
7. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методологические основы) / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
8. Багироков, Х.З. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков) / Х.З. Багироков. – Майкоп, 2004. – 314 с.
9. Баскаков, А.Н. О комплексных методах и приемах билингвистического исследования / А.Н. Баскаков // Методы билингвистических исследований / под ред. А.Н. Баскакова, В.Ю. Михальченко. – М.: Изд-во АН СССР, 1976. – С. 46-56.
10. Бгажноков, Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов / Б.Х. Бгажноков. – Нальчик: Эльбрус, 1983. – 227 с.
11. Белодед, И.К. Ленинская теория национально-языкового строительства в социалистическом обществе / И.К. Белодед. – М.: Наука, 1972. – 214 с.
12. Белодед, И.К. Развитие языков социалистических наций СССР / И.К. Белодед. – Киев: Наукова думка, 1969. – 307 с.
13. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – 2-е изд. / Б.В. Беляев. – М.: Просвещение, 1965. – 136 с.
14. Беляев, Б.В. Психологические основы обучения русскому языку в национальных школах / Б.В. Беляев // Русский язык в национальной школе. – 1962. – № 3. – С. 12-18.
15. Берулава, Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся: учеб. пособие / Г.А. Берулава. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990. – 88 с.
16. Блинов, В.М. Эффективность обучения (Методологический анализ определения этой категории в дидактике) / В.М. Блинов. – М.: Педагогика, 1976. – 192 с.
17. Блягоз, З.У. Адыгейско-русское двуязычие: автореф. дис. … д-ра филол. наук / З.У. Блягоз. – Киев, 1980. – 52 с.
18. Блягоз, З.У. Двуязычие: сущность явления, формы его существования. Интерференция и ее разновидности / З.У. Блягоз. – Майкоп, 2006. – 150 с.
19. Блягоз, З.У. Контактирование русского и родного языков в условиях двуязычия / З.У. Блягоз. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1976. – 76 с.
20. Богус, М.Б. Развитие умственных способностей у младших школьниов / М.Б. Богус. – Майкоп: Ред.-издат. отдел АГУ, 2002. – 98 с.
21. Богус, М.Б. Теория воспитания: учеб. пособие / М.Б. Богус. – Майкоп: Аякс, 2008. – 156 с.
22. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 37-43.
23. Вайнрайх, У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования / У. Вайнрайх. – Киев: Вища школа, 1979. – 263 с.
24. Васильев, С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности / С.А. Васильев. – Киев, 1974. – 376 с.
25. Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е.М. Верещагин. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 160 с.
26. Верещагин, Е.М. Психология двуязычия и преподавание русского языка иностранцам / Е.М. Верещагин // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – С. 11-21.
27. Вопросы психологии обучения второму языку в младшем школьном возрасте. – Тбилиси: Мецниереба, 1982. – 136 с.
28. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956. – 519 с.
29. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1982. – 324 с.
30. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
31. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1935. – 134 с.
32. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 160 с.
33. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – С. 12-102.
34. Гегель, Г.В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. 1. Логика / Г.В. Гегель. – Л.: АПН РСФСР, 1989. – 45 с.
35. Горелов, И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе / И.Н. Горелов. – Челябинск, 1974. – 326 с.
36. Горский, Д.П. Определение: логико-методологические проблемы / Д.П. Горский. – М., 1974. – 237 с.
37. Грамматическая интерференция в условиях национально-русского двуязычия / под ред. В.В. Иванова. – М.: Наука, 1990. – 203 с.
38. Губогло, М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия / М.Н. Губогло. – М.: Наука, 1984. – 288 с.
39. Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) // Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – С. 37-298.
40. Гумбольдт, В. Языки и философия культуры / В. Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1985. – 450 с.
41. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
42. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, – С. 65-78.
43. Двуязычие и взаимовлияние языков / отв. ред. М.М. Михайлов. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1990. – 107с.
44. Двуязычие и контрастивная грамматика / отв. ред. М.М. Михайлов. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1987. – 120 с.
45. Двуязычие: типология и функционирование. – Казань, 1990. – 133 с.
46. Дешериев, Ю.Д. Закономерности развития и взаимовлияния языков в советском обществе / Ю.Д. Дешериев. – М.: Наука, 1966. – 402 с.
47. Дешериев, Ю.Д. К методологии, теории билингвизма и методике билингвистических исследований / Ю.Д. Дешериев // Методы билингвистических исследований / под ред. А.Н. Баскакова, В.Ю. Михальченко. – М.: АН СССР, 1976. – С. 6-19.
48. Дешериев, Ю.Д. Предисловие / Ю.Д. Дешериев // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М.: Наука, 1972. – С. 3-12.
49. Дешериев, Ю.Д. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия / Ю.Д. Дешериев, И.Ф. Протченко // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М.: Наука, 1972. – С. 26-42.
50. Дьячков, М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образования / М.В. Дьячков. – М.: Ин-т нац. проблем МО РСФСР, 1991. – 104 с.
51. Ерастов, Н.П. Процессы мышления в речевой деятельности: дис. … д-ра психол. наук / Н.П. Ерастов. – М., 1970. – 543 с.
52. Железовская, Г.И. Понятийное диалектическое мышление у студентов / Г.И. Железовская. – Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1993. – 138 с.
53. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. – 1964. – № 6. – С. 35-37.
54. Жоль, К.К. Язык как практическое сознание / К.К. Жоль. – Киев: Выща шк., 1990. – 236 с.
55. Журавлёв, В.К. Экология языка и культуры / В.К. Журавлёв // Функционирование языков в многонациональном обществе / под ред. В.М. Солнцева, В.Ю. Михальченко. – М.: Наука, 1991. – С. 434-441.
56. Зак, А.З. Мышление младшего школьника: изучение, диагностика, формирование / А.З. Зак. – СПб.: Содействие, 2004. – 829 с.
57. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: учеб.-метод. пособие для учителей / А.З. Зак. – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.
58. 3алевская, А.А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике / А.А. Залевская. – Калинин: Изд-во Калинин. ун-та, 1979. – 84 с.
59. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 1968. – 176 с.
60. Звегинцев, В.А. Очерки по общему языкознанию / В.А. Звегинцев. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 310 с.
61. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1978. – 158 с.
62. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. – М.: Рус. яз., 1989. – 219 с.
63. Ильенков, Э.В. Учитесь мыслить смолоду / Э.В. Ильенков. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
64. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. – М.: Знание, 1973. – Вып. 3. – 26 с.
65. Ильяшенко, Т.П. Языковые контакты: на материале славянско-молдавских отношений / Т.П. Ильяшенко. – М.: Наука, 1970. – 205 с.
66. Имедадзе, Н.В. К психологической природе одновременного овладения двумя языками: автореф. дисс. ... канд психол. наук / Н.В. Имедадзе. – Тбилиси, 1959. – 22 с.
67. Имедадзе, Н.В. К психологической природе раннего двуязычия / Н.В. Имедадзе // Вопросы психологии. – 1960. – № 1. – С. 60-68.
68. Имедадзе, Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком / Н.В. Имедадзе. – Тбилиси: Мицниереба, 1979. – 229 с.
69. Имедадзе, Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения вторым языком: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.В. Имедадзе. – Тбилиси, 1978. – 49 с.
70. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
71. Карлинский, А.Е. Основы теории взаимодействия языков / А.Е. Карлинский. – Алма-Ата: Гылым,1990. – 180 с.
72. Кашкуревич, Л.Г. Формирование универсальных умений билингва / Л.Г. Кашкуревич. – М.: Высш. шк., 1988. – 139 с.
73. Кожухова, О.С. Педагогические условия взаимосвязанного развития мышления и речи у младших школьников: дис. … канд. пед. наук / О.С. Кожухова. – Саратов, 1998. – 209 с.
74. Колыхалова, О.А. Социокультурные и философские аспекты билингвизма: дис. … д-ра филос. наук / О.А. Колыхалова. – М., 1999. – 569 с.
75. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии / Г.С. Костюк // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969. – С. 118-152.
76. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения / В.В. Краевский. – М., 1997. – 264 с.
77. Крючкова, Т.Б. К вопросу о методах социолингвистических исследований / Т.Б. Крючкова // Теоретические проблемы социальной лингвистики / под ред. Ю.Д. Дешериева. – М.: Наука, 1981. – С. 165-188.
78. Кудаев, М.Р. Развитие интеллектуаьно-творческого потенциала личности студентов / М.Р. Кудаев, М.Б. Богус. – Майкоп: Качество, 2007. – 233 с.
79. Кузьмина, Г.В. К проблеме педагогической социолингвистики / Г.В. Кузьмина // Русский язык в среде учащихся школ союзных республик: сб. науч. тр. / отв. ред. Г.В. Кузьмин и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1988. – С. 4-9.
80. Леднев, В.С. Содержание общего среднего образования: пробл. структуры / В.С. Леднев. – М.: Педагогика, 1989. – 264 с.
81. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1965. – 315 с.
82. Лэмберт, У. Зависимость двуязычия от условий усвоения языка / У. Лэмберт, Дж. Гавелка, С. Кросби // Новое в лингвистике. – М., 1972. Вып. IV. – С. 241-253.
83. Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе / В.Н. Максимова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. – 84 с.
84. Маркс, К. Сочинения. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955. – 629 с.
85. Маркс, К. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс, К. Сочинения. Т. 21 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955. – С. 370-371.
86. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка-Пресс, 1997. – 176 с.
87. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 156 с.
88. Мафедзев, С. Адыгэ хабзэ. Обычаи. Традиции / С. Мафедзев. – Нальчик: ЭльФа, 2000. – 355 с.
89. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
90. Мельникова, А.А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности / А.А. Мельникова. – СПб.: Речь, 2003. – 310 с.
91. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 219 с.
92. Мещанинов, И.И. Соотношение логических и грамматических категорий / И.И. Мещанинов // Язык и мышление. – М.: Наука, 1967. – С. 213-278.
93. Мизинцев, В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике: материалы лекций / В.П. Мизинцев. – М.: Знание, 1977. – 52 с.
94. Михайлов, М.М. Двуязычие. Принципы и проблемы / М.М. Михайлов. – Чебоксары, 1969. – 136 с.
95. Михайлов, М.М. Двуязычие в современном мире: учеб. пособие / М.М. Михайлов. – Чебоксары, 1988. – 72 с.
96. Михайлов, М.М. Двуязычие: проблемы, поиски... / М.М. Михайлов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. – 159 с.
97. Михальченко, В.Ю. О некоторых приемах изучения билингвизма / В.Ю. Михальченко // Методы билингвистических исследований / под ред. А.Н. Баскакова, В.Ю. Михальченко. – М.: Изд-во АН СССР, 1976. – С. 57-61.
98. Мэш, Н. Билингвальные немецко-французские курсы в гимназиях Германии / Н. Мэш // Теория и практика билингвального обучения. – Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1996. – С. 20-34.
99. Мюльхауслер, П. Возвращение в Вавилон / П. Мульхауслер // Курьер ЮНЕСКО. – 1994. – № 4. – С. 12-13.
100. Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. – М.: Наука, 1989. – 222 с.
101. Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. – М.: РАО, 1996. – 130 с.
102. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1972. – Вып. 6. – 214 с.
103. Новое в лингвистике. – М., 1972. – 114 с.
104. Новые тесты IQ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
105. Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
106. Общая психолингвистика: хрестоматия. – М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.
107. Орлов, О.С. Как составить образовательную программу? / О.С. Орлов. – Новгород, 1997. – 54 с.
108. Певзнер, М.Н. Билингвальное образование в Германии / М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин // Ментор. – 1998. – № 2 (9). – С. 18-21.
109. Певзнер, М.Н. Билингвальное образование в контексте мирового опыта (На примере Германии) / М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин. – Новгород: Новгор. Гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 1999. – 96 с.
110. Педагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 478 с.
111. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 314 с.
112. Пенфильд, В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфильд, Л. Роберт. – Л.: Медицина, 1964. – 169 с.
113. Перькова, О.И. Интеллектуальный тренинг: учеб.-метод. пособие для учителей и родителей / О.И. Перькова, Л.И. Сазанова. – СПб.: Речь, 2002. –221 с.
114. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка: пер.с фр. и англ. / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
115. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
116. Портнов, А.Н. Язык, мышление, сознание: Психолингвистические аспекты / А.Н. Портнов. – Иваново: Изд-во ИГУ, 1988. – 89 с.
117. Поршнев, Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания / Б.Ф. Поршнев. – М.: Наука, 1973. – С. 11-62.
118. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. – Самара: Бахрам-М, 2005. – 672 с.
119. Преподавание языка в условиях реального билингвизма. – Дрогобыч: Дрогобыч. ГПИ, 1991. – 137 с.
120. Прибрам, К. Языки мозга / К. Прибрам. – М.: Прогресс, 1975. – 463 с.
121. Проблема языка и мышления в трудах Вильгельма Гумбольдта и в неогумбольдтианском языкознании / под ред. В.М. Павлова. – М.: Наука, 1985. – 356 с.
122. Проблемы двуязычия в национальной школе. – Ижевск, 1989. – 162 с.
123. Проблемы двуязычия и многоязычия. – М.: Наука, 1972. – 360 с.
124. Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков. – М., 1987. – 74 с.
125. Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов: межвуз. темат. сб. / отв. ред. А.А. Залевская. – Калинин: Изд-во КГУ, 1978. – 164 с.
126. Психологические исследования развития речи и обучения второму языку. – М., 1980.
127. Психологические основы обучения языкам. – Душанбе, 1978. – 96 с.
128. Психология билингвизма: сб. науч. тр. – М., 1986. – Вып. 260. – 152 с.
129. Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. – М.: Наука, 1979. – 336 с.
130. Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 кл.) / под ред. Л.В. Занкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.
131. Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей: учеб. пособие / Т.А. Ратанова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. – 168 с.
132. Розенцвейг, В.Ю. Основные вопросы теории языковых контактов / В.Ю. Розенцвейг // Новое в лингвистике. – М.: Прогресс, 1972. – Вып. VI. – С. 5-24.
133. Розенцвейг, В.Ю. Языковые контакты. Лингвистическая проблематика / В.Ю. Розенцвейг. – Л.: Наука, 1972. – 80 с.
134. Русский язык в среде учащихся школ союзных республик: сб. науч. тр. / отв. ред. Г.В. Кузьмина. – М.: Изд-во АПН СССР, 1988. – 92 с.
135. Сажина, Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения/ Н.М.Сажина// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология, №3 -2009.-С.87-94.
136. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
137. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций/В.В. Сафонов.-Воронеж:Истоки, 1996. – 237 с.
138. Сигуан, М. Образование и двуязычие / М. Сигуан, У. Макки. – М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
139. Слобин, Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Изд-во Прогресс, 1976. – 349 с.
140. Соколов, А.Н. Исследование речевого мышления в психолингвистике / А.Н. Соколов. – М., 1985. – 56 с.
141. Солдатова, Е.Л. Развитие когнитивных способностей: учеб. пособие. Ч. II / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 21 с.
142. Сукунов, Х.Х. Методика развития речи учащихся-кабардинцев в процессе обучения грамматике: автореф. дис. … канд. психол. наук / Х.Х. Сукунов. – М., 1969. – 19 с.
143. Тихомиров, О.К. Психология мышления: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.К. Тихомирова. – М.: Академия, 2002. – 288 с.
144. Тихомиров, О.К. Развитие интеллектуальных способностей школьника / О.К. Тихомиров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
145. Томахин, Г.Д. Реалии в культуре и языке. Лингвострановедение / Г.Д. Томахин // Иностранный язык в школе. – 1981. – № 1. – С. 64-69.
146. Трескова, С.И. Методика измерения в социолингвистике / С.И. Трескова // Принципы и методы социолингвистических исследований / отв. ред. А.Н. Баскаков, В.Ю. Михальченко. – М.: Наука, 1989. – С. 7-30.
147. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. – М.: Изд-во Ин-та практ. психол., 1997. – 448 с.
148. Умрюхин, Е.А. Медико-биологические аспекты интеллектуальной деятельности / Е.А. Умрюхин. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 320 с.
149. Уорф, Б.Л. Лингвистика и логика / Б.Л. Уорф // Новое о лингвистике. – М., 1960. – Т. 1. – С. 112-324.
150. Уорф, Б.Л.Отношение норм поведения и мышления к языку / Б.Л. Уорф // Новое в лингвистике / под ред. В.А. Звягинцева. – М.: Иностр. лит., 1960. – Вып. 1. – С. 136-169.
151. Уорф, Б.Л. Труды по языкознанию / Б.Л. Уорф. – М.: Прогресс, 1992. – 593 с.
152. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М., 1954.
153. Филин, Ф.П. Современное общественное развитие и проблема двуязычия / Ф.П. Филин // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М.: Наука, 1972. – С. 13-25.
154. Функционирование языков в многонациональном обществе / под ред. В.М. Солнцева, В.Ю. Михальченко. – М.: Наука, 1991. – 445 с.
155. Ханазаров, К.Х. О причинах и критерии двуязычия / К.Х. Ханазаров // Тезисы научной конференции, посвященной проблеме двуязычия и многоязычия. – М., 1963. – С. 45-76.
156. Ханазаров, К.Х. Сближение наций и национальные языки в СССР / К.Х. Ханазаров. – Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1963. – 244 с.
157. Хараева, Л.А. Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия: дис. … д-ра пед. наук / Л.А. Хараева. – М., 2003. – 366 с.
158. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
159. Хунагов, Р.Д. Двуязычие как социолингвистический феномен / Р.Д. Хунагов // Двуязычие – проблема социокультурная. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. – С. 4-6.
160. Шадриков, В.Д. Интеллектуальные операции / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская книга: Логос, 2006. – 108 с.
161. Шадриков, В.Д. Психология способностей и деятельности: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.
162. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – М., 1966. – 356 с.
163. Шхапацева, М.Х. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков / М.Х. Шхапацева. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2005. – 328 с.
164. Шярнас, В.И. Очерки по лингводидактике / В.И. Шярнас. – Вильнюс: Мокслос, 1976. – 203 с.
165. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. – М., 1995. – 800 с.
166. Щерба, Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1 / Л.В. Щерба. – Л., 1958.
167. Щерба, Л.В. О понятии смешанных языков // Щерба, Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. – Л., 1958. – С. 47-48.
168. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе / Л.В. Щерба. – М.; Л, 1947. – С. 94.
169. Эббингауз, Г. Смена душевных образований / Г. Эббингауз // Психология памяти. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 270-283.
170. Этнопсихолингвистика. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
171. Язык – культура – этнос // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная литература. Сер. 6. Язык. – 1995. – № 3. – С. 51-58.
172. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 64-77.
173. Ярмоленко, А.В. К вопросу о многоязычии (взаимоотношения образа и понятия на двух языках) / А.В. Ярмоленко // Ученые записки ЛГУ. – 1955. – Вып. 8. – С. 87-104.
174. Ярмоленко, А.В. Структура и фазы многоязычия / А.В. Ярмоленко // Проблемы общей инженерной психологии. – Л., 1964. – С. 159-167.
175. Ярцева, В.Н. Контрастивная грамматика / В.Н. Ярцева. – М., 1981.
176. Яцикевичюс, А.И. Психология формирования многоязычия: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А.И. Яцикевичюс. – Вильнюс, 1970. – 54 с.
177. Apel, K.-O. Transformation des Philosophie / K.-O. Apel. – F.-a-M., 1976. – 145 S.
178. Christ, I. Bilinguale Bildunsgange – Perspektive der Schulaufsicht / I. Christ // Fremsprachen lehren und lernen: Perspektiven fur ein Europa nach 1992: Beitrage zum FMF-KangreB. – Lubeck, 1990. – S. 57-60.
179. Graf, P. Fruhe Zweisprachigkeit und Schule. Empirische Grundlagen zur Erziehung von Minderheitenkindern / P. Graf. – Munchen, 1987.
180. Haugen, E. Problems of Bilinguaiism / E. Haugen // Lingua. – 1950. – № 2.
181. Langer, J. The origins of logic: six to twelve month / J. Langer. – N. Y., 1980.
182. Lewis, G. Multulingualism / G. Lewis. – La Haye, 1989. – P. 136.
183. Osgood, C.E. Lectures on language performance / C.E. Osgood. – N.Y.: Springer. 1980.
184. Paulston, C.B. Bilingual education: Theories and issues / C.B. Paulston. – Rowley, 1980.
185. Skutnabb-Kangas, T. Bilingualism or not: The education of minorities / T. Skutnabb-Kangas. – Clevedon: Multilingual Matters, 1983.
186. Skutnabb-Kangas, T. Gastarbeiter oder Immigrant-verschiedene Arten, eine Unterschicht zu reproduzieren / T. Skutnabb-Kangas // Deutsch Lerner. – 1982. – H. 1. – S. 59-80.
187. Skutnabb-Kangas, T. Teaching migrant children`s mother tongue and learning the language of the host country in the context of the sociocultural situation of the migrant family / T. Skutnabb-Kangas, P. Toukomaa. – Helsinki: The Finisch National Commision for UNESCO. – 1976.
188. Weinreich, U. Mechanisms and structural causes of interference / U. Weinreich // Psycholinguistics. Abook of readings / ed. by S. Saporta. – N. Y, 1961.
189. Wode, H. Immersion: Mehrsprachigkeit durch mehrsprachingen Unterricht / H. Wode // Inforaiationshefle zum Lemen in der Framdsprache 1. – Eichtatt; Kiel, 1990.
190. Wolter, P. Die Europaischen Schulen / P. Wolter // Schulereporte. – 1978. – № 9. – S. 20.
Словарь:
191. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарёв. – СПб.; Воронеж, 1995. – 131 с.

MARC record