Зебзеева В. А.

Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие
 
 
ISBN: 978-5-4475-5879-6
УДК: 372.2(075)
ББК: 74.1я7
DOI: 10.23681/428744
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015
Number of pages: 307
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
Пособие призвано помочь специалистам ДОУ сориентироваться в многообразии вариативных образовательных программ по экологическому развитию ребенка, представить в систематизированном виде материалы, позволяющие делать осознанный их выбор программ в соответствии с основными линиями развития ребенка-дошкольника.
В пособии представлен анализ основных (комплексных) дошкольных образовательных программ, анализ основных (парциальных) дошкольных образовательных программ, анализ дополнительных дошкольных образовательных программ, реализующих экологическое направление развития ребенка, результаты апробации программ по данному направлению (мнения практиков, опыт работы), список использованной и рекомендуемой литературы
Пособие предназначено для руководителей, старших воспитателей и специалистов ДОУ (воспитателей, педагогов-экологов, педагогов дополнительного образования), преподавателей и студентов системы среднего и высшего педагогического образования, руководителей методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Contents

Список литературы

1. Азбукин В. О концепции дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 7. — С. 34.
2. Андреева В. Старая новая проблема: школа — детский сад // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 1. — С. 4.
3. Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 4. — С. 33.
4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4. — С. 37.
5. Асмолов А. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования — в контексте педагогики развития // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 7. — С. 2.
6. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений // Под ред. Р. Б. Стеркиной. М.: АСТ, 1997.
7. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 132 с.
8. Белавина И. А., Найденская Н. К. Планета — наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. — М.: Лайда, 1995. — 96 с.
9. Белая К. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 9. — С. 26.
10. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ, 1997.
11. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание — 1998 — № 7 — С. 36-42.
12. Бондаренко А. К., Поздняк Л. В., Шкатулла В. И. Заведующий дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.
13. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990.
14. Васякина Ж. И., Новикова В. Н. Паутинка: Методические рекомендации к программе. — М.: МИПКРО, 1996. — 20 с.
15. Вересов Н. Н. «Мы земляне»: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1994 — № 12; 1995 — № 1.
16. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., 1987.
17. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления дошкольников с природой. — М., 1982.
18. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: экологическое образование: концептуальный и методологический подход. — М.: Агентство Технотрон, 1996. — С. 35-42.
19. Винокурова Н. Ф., Глуздов В. А. Региональные программы непрерывного экологического образования. — Нижний Новгород, 1992. — 68 с.
20. Волошкина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1.
21. Гапанович Н. Е. Концепция непрерывного экологического образования // Экологическое образование в Голландии и России. — М., 1994. — С. 13.
22. Григорьева Г. Г., Сергеева Д. В. Кроха: Воспитание детей до трех лет: Кн. Для родителей и воспитателей. — М., 2000.
23. Гризик Т. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию по программе «Радуга» // Дошкольное воспитание. — 2002 — № 9–12, 2003 — № 9–12.
24. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой и др.; под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Акцент, 1996. — 224 с.
25. Доронова Т. Н., Гербова В. В., Гризин Г. И. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5–6 лет в детском саду. — М.: Просвещение, 1996. — 271 с.
26. Дошкольное образование в России // Под ред. Р. Б. Стеркиной. М.: АСТ, 1996.
27. Дошкольные учреждения нового типа: материалы из программы МО КГФСР «Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития». — Ч. 1–2. — М., 1991.
28. Ерофеева Т. Образовательная работа ДОУ в условиях полипрограммированности и вариативности // Дошкольное воспитание. — 2000 — № 7. — С. 78–81.
29. Зебзеева В. А. Образовательные программы дошкольного и начального общего образования: основы проектирования: (учебно-методическое пособие) /В. А. Зебзеева. Москва: ТЦ Сфера, 2014. 280 с.
30. Зебзеева В. А. Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: (учебно-методическое пособие) / В. А. Зебзеева, Т. Г. Русакова Москва: ТЦ Сфера, 2014. 308с
31. Зебзеева, В. А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с комментарием) / Сост. В. А. Зебзеева. —М.: ТЦ СФЕРА , 2015. — 128 с.
32. Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС / Сост. В. А. Зебзеева. — М.: ТЦ СФЕРА, 2015 (управление детским садом). — 128 с.
33. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 80 с.
34. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. Ред. Л. А. Парамонова и др. — М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
35. Кирик Э. Г. Ребенок и природа. // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 7.
36. Князева О. Л., Маханева М. Д., Стеркина Р. Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. М.: Linka Press, 1998.
37. Козлова С. А. Программа «Мой мир». — М.: Линка-Пресс, 2002.
38. Компьютерные игры и программы по экологии. // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 7.
39. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей. Азбука экологии. «Мы». — С-П.: Акцидент, 1996. — 104 с.
40. Концепция дошкольного воспитания. ВНИК «Школа» // Дошкольное воспитание — 1989. — № 5. — С. 10.
41. Концепция дошкольного воспитания. НИИ дошк. воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 9. — С. 48.
42. Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с.
43. Короткова П.. Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 6. — С. 9.
44. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Золотой ключик. — М., 1990.
45. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. 253 с.
46. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. — М.: Педагогика, 1986.
47. Леонтьева М. Р. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. // Биология в школе. — 1994. — № 3.
48. Маура О. Коннор. Свет жизни. Часть 1. 6–9 лет.
49. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. — М., 1992.
50. Мир детства. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Краткие рекомендации к ее реализации. — Оренбург, 1993.
51. Михайленко Н. Проектирование образовательного процесса: Из опыта совместной работы практических педагогов и научных сотрудников // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 12 — С. 7.
52. Михайленко Н. Новые программы для детских садов // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 4.
53. Михайленко Н., Короткова Н. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. — М. 1993.
54. Михайленко Н., Короткова Н. Модель организации образовательного процесса в старшей группе детского сада// Дошкольное воспитание. — 1995. — № 9. — С. 59.
55. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1996.
56. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М.: Академия, 1999.
57. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. — Пермь, 1992.
58. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание — 1994 — № 9. С. 51.
59. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. — М.: Новая школа, 1993.
60. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: Новая школа, 1993.
61. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2002.
62. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М, 1998.
63. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметов среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.. 1995.
64. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
65. Об образовании: Закон РФ. — М., 1997.
66. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 10 — С. 2.
67. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под. ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. — М., 1996.
68. Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы / Сост. Т. К. Воробьева. — М., 1994.
69. Петровский В., Кларина Л.., Смывина Л., Стрелкова Л. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993.
70. Планета — наш дом: Мир вокруг нас: Учеб.-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и мл. шк. / Авт.-сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. — М.: Лайда, 1995.
71. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1988.
72. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М.: Academ A, 1999.
73. Попова Т. И. Мир вокруг нас: материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1998.
74. Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» от 30.03.1997 № 4/1-6.
75. Постижение природы: Методические рекомендации для занятий глубинной экологией с детьми дошкольного возраста. / Автор И. Р. Колтунова. Научно-методический центр Проблем Детства. — Екатеринбург, 1996.
76. Потапова. Т. В. Надежда: программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии природопользования и правам человека. — Пущино, 1998 с.
77. Программа «Одаренный ребенок»: Основные положения. М: Новая школа, 1995 — 64 с.
78. Программа «Развитие: Основные положения. — М: Новая школа, 1994. — 64 с.
79. Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. Ред. М. А. Васильева — М., 2006.
80. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. М. Просвещение. — 2003. — 78 с.
81. Радуга: Программа и руководство для воспитателей /Т. И. Доронова и др. — М., 1993.
82. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Ст., подгот. группы. / Под. ред. О. М. Дьяченко. — М., 1999.
83. Ревенко М. В. Малышам о географических открытиях. — М.: Педагогика, 1989.
84. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. С. 26–34.
85. Рыжова Н. Знакомство с подземным царством // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 7. — С. 23–27.
86. Рыжова Н. А. В гости к деревьям. // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8.
87. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
88. Рыжова Н. А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание — 2000 — № 9 — с. 40–46.
89. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание — 2000 — № 4 — с. 25–36.
90. Рыжова Н. А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание — 2000 — № 2.
91. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М. 2000.
92. Рыжова Н. А. Я и природа. — М., 1996.
93. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологнческое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. — СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003, — 208 с.
94. Современные образовательные программы для ДОУ / под ред. Ерофеевой. — М. Академия, 2000 — 344 с.
95. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М., 1980.
96. Соломенникова О. А. Программы дошкольных образовательных учреждений. — М., 2002.
97. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Издательство Мозаика-Синтез. — 2006.
98. Справочник по дошкольному воспитанию // Под ред. А. И. Шустова. — М.: Просвещение, 1980.
99. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 6. — С. 2.
100. Стеркина Р. Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 2. — С. 46.
101. Стеркина Р. Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 1. — С. 4.
102. Стеркина Р. Основные направления обновления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в РСФСР // Дошкольное воспитание. — 1991. —№ 8. — С. 2.
103. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 2.
104. Стеркина Р. Б. Программно-методическое обеспечение ДОУ: проблемы и перспективы // Обруч — 1999 — № 5 — с. 3–4.
105. Стеркина Р.Б., Авдеева Н, Князева О. Основы безопасности детей дошкольного возраста.
106. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
107. Типовая программа обучения и воспитания в подготвительной группе детского сада — Алма-Ата «Мектеп», 1983. — 88 с.
108. Толстикока О. Создаем развивающую среду своими руками // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5. — С. 76.
109. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в Российских детских садах // Под ред. О. Л. Князевой. — М., 1999.
110. Федотова А. М. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. — Нижний Новгород, 1992.
111. Фертик Э. Об организации двигательной среды в дошкольном учреждении и в начальных классах // Дошкольное воспитание. 1995. — № 2. — С. 18.
112. Хансен К. А., Кауфманн Р. К., Сайфер С. Образ и культура демократии: педагогическая методика для детей младшего возраста. М., 1999.
113. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников. Педагогическое общество России. — М., 2000.
114. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997.
115. Черноиванова Н. Е. Культурно-экологическое образование дошкольников средствами фольклора / Ребенок в мире культуры. — Ставрополь. — 1998. — С. 254–294.
116. Шадриков В. О новых программно методических комплектах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. — 1997. № 11. — С. 4.
117. Широкова Г. Дошкольное воспитание в Москве в условиях переходного периода // Дошкольное воспитание. — 1992. —№ 1. — С. 7.
118. Широкова Г. Многофункциональная система дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 1992. № 2. — С. 25.
119. Школа дикой природы. Программа обновления гуманитарного образования в России. — М.: Просвещение, 1994.
120. Экологическое образование в России. Проблемы и перспективы (справка). // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 7.
121. Энциклопедический словарь юного астронавта. — М., 1980
122. Энциклопедический словарь юного биолога. — М.: Педагогика, 1986.
123. Энциклопедический словарь юного физика. — М.: Педагогика, 1984.
124. Юдин Г. Главное чудо света. — М.: Педагогика, 1991.

MARC record