Технологии реабилитации несовершеннолетних, имеющих наркотическую и иные формы зависимости: коллективная монография
 
 
ISBN: 978-5-4475-9396-4
УДК: 316.6
ББК: 88.5+88.4
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017
Number of pages: 245
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
Книга «Технологии реабилитации несовершеннолетних, имеющих наркотическую и иные формы зависимости» посвящена описанию практических технологий и программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, в том числе, имеющих опыт употребления наркотических и психотропных веществ без назначения врача.
Книга содержит основные положения законодательной сферы в области реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних. Также в книге рассматриваются основные этапы становления социально-психологической реабилитации несовершеннолетних в Российской Федерации, представлены эффективные программы и методы работы с подростками, которые реализуются на территории Российской Федерации и за рубежом.
Особое внимание уделено описанию организации реабилитационного процесса несовершеннолетних, практическим инструментам для работы специалистов при организации занятий с подростками.
Текст печатается в авторской редакции.

Contents

Список литературы

1. Аменицкий В. Е., Санникова Л. Г., Цетлин М. Г., Подходы к организации системы работы по преодолению наркотической зависимости: опыт калининградских наркологов // Журнал «Вопросы наркологии», № 4, 1998 г.
2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М. : Магистр, 1997. — 250 с.
3. Барышникова Н. А. «Восхождение» — программа реабилитации так называемых «трудных» // Директор школы. — 1998. — № 7. — С. 22–26.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М. : Редакц.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221 с.
5. Белкин А. С. «Трудные» подростки // Воспитание школьников. —1981. — № 1. — С. 38–41.
6. Белкин А. С., Бродский Ю. С., Матюнин Б. Г. Совершенствование работы с педагогически запущенными детьми // Советская педагогика, 19. . — № 7. — С. 34–38.
7. Березин С. В., Лисецкий К. С. Наркомания глазами семейного психолога. — СПб. : Речь, 2005. — 240 с.
8. Волков Д. В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних / по материалам США и Великобритании / диссерт. на соиск. уч. степ. к. п. н. — Рязань, 2001. — 190 с.
9. Вульфов Б. З., Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю., Селезнева Е. В. Интересы и потребности современных детей и подростков. — СПб. : Каро, 2007. — 144 с.
10. Глассер У. Школы без неудачников. — М. : Прогресс, 1991. — 184 с.
11. Гонеев А. Ю., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. — М. : Академия, 1999. — 280 с.
12. Горшкова Е. А. «Трудный» подросток, увиденный по-новому // Открытая школа. — 1997. — № 1. — С. 32–36.
13. Горшкова Е. А. Помощь «трудным» детям (из истории реабилитационных учебно-воспитательных заведений) // Вечерняя школа, 1996. С. 47–51.
14. Гостунская Я. И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной виктимностью. // Автореферат, ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», Ставрополь, 2007, http://www.ncstu.ru. — 22 с.
15. Грошева Р. Н. Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура / Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М. : МГППУ, 2006. — 320 с.
16. Гурвич И. Н. Уровни и модели употребления алкоголя подростками. // Мир детства. — 2002. — № 2. — С. 24–31.
17. Дети группы риска в общеобразовательной школе / под ред. Титовой С. В. — СПб. : Питер, 2008. — 240 с.
18. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением : автореф. дис. … д. психол. н. — СПб., 2000. — 32 с.
19. Дозорцева Е. Г., Качаева М. А., Морозова Е. И., Терехина С. А. и др. / Отчет по проекту «Разработка методов диагностики и психокоррекции последствий психологических травм у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений». — М., 2003. — 85 с.
20. Дудко Т. Н., Валентик Ю. Н., Вострокнутов Н. В. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / под ред. Г. Н. Тростанецкой — М., 2001.
21. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М. : ACADEMA, 2004. — 288 с.
22. Калинина С. В. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением / диссертация на соискание ученой степени к. п. н. — М., 1996. — 167 с.
23. Кириленко И. Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2007. — 25 с
24. Клейберг Ю. А. Девиантология. — СПб. : Речь, 2007. — 412 с.
25. Клейберг Ю. А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса : учебное пособие. — Ульяновск, 2004. — 198 с.
26. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения : Учебное пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.-Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2005. — 416 с.
27. Козьяков Р. В., Кутянова И. П., Панюков Д. В., Цымбал О. А., Шабанов А. А. Постреабилитационные сообщества как основа ресоциализации потребителей наркотиков: коллективная монография. — М. : Директ-Медиа. — 366 с.
28. Косарецкая С. В., Косарецкий С. Г., Синягина Н. Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. — СПб. : Каро, 2006. — 400 с.
29. Крупнов Б. В., Кутянова И. П., Драмбян М. И., Крупнова В. Л. Антинаркотическая политика в государстве Израиль : снижение спроса на психоактивные вещества. — М. : НИЦ ФСКН России, 2013. —78 с.
30. Кутянова И. П., Щекатурова О. М., Фомин Н. В., Лямкина О. А. Программа Социальной адаптации подростков, попавших в трудные жизненные ситуации «Школа жизни» — М. : НИЦ ФСКН России, 2016 г.
31. Ресоциализация наркозависимых : социально-психологические аспекты : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Кутянова Ирина Петровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — СПб., 2007. — 20 с.
32. Козьяков Р. В., Кутянова И. П. Психологические аспекты работы с подростками, имеющими склонность к зависимостям, как фактор успешности их профессионального образования. // Материалы научно-практической конференции «Инклюзивное образование». — М. : Издательство РГСУ, 2015. С. 207–223.
33. Лихтарников А. Л., Сунко Н. Н. Школа интенсивного обучения и развития. Экспериментальная программа реорганизации учебно-воспитательного процесса для подростков из групп социального риска. — СПб., 1996. — 137 с.
34. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. — СПб. : Мемориал, 2001. — 176 с.
35. Личко А. Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков. — Л. : Медицина, 1983. — 244 с.
36. Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказания и поощрения. // Соч. в 7 т. — М. : АПН РСФСР, 1957–1958.
37. Макаренко А. С. «Педагогическая поэма». М. : Педагогика, 1981.
38. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. — Пед. соч. в 8 т. — М. : Педагогика, 1983, Т. 5. — 588 с.
39. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. — Пед. соч. в 8 т. — М. : Педагогика, 1983, Т. 5. — 588 с.
40. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. — СПб. : Речь, 2007. — 368 с.
41. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних : учебное пособие. — Ростов н/Д. : Феникс, 2000. — 384 с.
42. Малкина-Пых И. Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. — М. : Эксмо, 2004. — 384 с.
43. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001. — 432 с.
44. Мизина Н. Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога / Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов. — Ставрополь, 2004. С. 37–40.
45. Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. — СПб. : Речь, 2007. — 320 с.
46. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки : учебно-методическое пособие. — М. : Мирос, 2001. — 70 с.
47. Невский И. А. Трудный подросток в вечерней школе // Вечерняя средняя школа. — 1988 — № 3. — С. 15–25.
48. Овчарова Р. В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей / автореферат на соискание ученой степени д. психол. н. — М., 1995. — 29 с.
49. Петрова А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. Практическое руководство. — М. : Флинта : МПСИ, 2008. — 152 с.
50. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. — М. : ТОО «Горбунок», 1992. — 223 с.
51. Платонов Ю. П. Социальная психология поведения. — СПб. : Питер, 2006. — 464 с.
52. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. Битяновой М. Р. — СПб. : Питер, 2008. — 304 с.
53. Райфшнайдер Т. Ю. Критерии девиантного поведения подростков-учащихся школ / Вестник Университета / Государственный университет управления. — М. : ГУУ — 2008. — № 5 (43). — С. 119–121.
54. Райфшнайдер Т. Ю. Организация и проектирование деятельности по осуществлению психолого-педагогической поддержки девиантных подростков в общеобразовательной школе / Матер. 3-й всеросс. научно-практ. заочной конфер. «Менеджмент в образовании. Опыт. Перспективы. Проблемы». — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. С. 52–58.
55. Райфшнайдер Т. Ю. Основные направления психологической поддержки учащихся с девиантным поведением в условиях средней общеобразовательной школы / Матер. II Междун. научно-практ. конф. «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века». — Кисловодск, 2007. С. 374–377.
56. Райфшнайдер Т. Ю. Особенности профориентационной работы с подростками групп социального риска / Сборник материалов «Актуальные проблемы образования и воспитания». — М. : Арманов-центр, 2007. С. 107–110.
57. Райфшнайдер Т. Ю. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с девиантным поведением. / Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования». — Кисловодск, 2006. С. 21–23.
58. Райфшнайдер Т. Ю. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения. — Кисловодск : Новая полиграфия, 2007. — 66 с.
59. Райфшнайдер Т. Ю. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения. / Матер. Междунар. научно-практ. конф. «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». — Тамбов, 2007. — С. 459–463.
60. Райфшнайдер Т. Ю. Социализация как одно из направлений социально-психологической реабилитации детей с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения. / Матер. Междун. научно-практ. конф. «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». — Кисловодск, 2006. С. 126–129.
61. Райфшнайдер Т. Ю. Условия и факторы формирования отклоняющегося поведения подростков ∕ Вестник Университета / Государственный университет управления. — М. : ГУУ — 2007. — № 8 (34). — С. 182–186.
62. Райфшнайдер Т. Ю. Условия организации эффективной психологической поддержки девиантных подростков в образовательных учреждениях ∕ XVI Международные Рождественские образовательные чтения «Православные ценности и современное образование» — М., 2008.
63. Реан А. А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. — М. : Фонд развития социальных инноваций, 2002. — 94 с.
64. Савицкий А. Система реабилитационных центров «Монар». http://rylkov-fond.ru/blog/health-care/rehabilitation/monar-poland-part-2/, 2011 г.
65. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М. : МПСИ, 2005. — 96 с.
66. Сирота Н. А. и др. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. — М. : Генезис, 2001. — 216 с.
67. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг–поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / обозр. псих. и мед. психол. — 1994. — № 1. — С. 37–46.
68. Славина Л. С. Трудные дети. Избранные психологические труды. — М. : Издательство психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
69. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей в работе психологических служб // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. — С. 91–105.
70. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 256 с.
71. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов н/Д. : Феникс, 2004. — 160 с.
72. Собкин В. С., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х : движение в зону риска. Аналитический доклад. — М. : ЮНЕСКО, 1998. — 120 с.
73. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе. Методическое пособие / авт.-сост. Т. Ю. Райфшнайдер. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М. : РУДН-ЮНЕСКО, 2008. — 108 с.
74. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. — М. : Академия, 1998. — 320 с.
75. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. — Изд. 2-е. — М. : Никулин А. Л., 1998. — 320 с.
76. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология сиротства. — СПб. : Питер, 2005. — 416 с.
77. Уманов Н. А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Советская педагогика. — 1984. — № 6. — С. 37–42.
78. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм). Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М., 1980. С. 34–44.
79. Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков. — СПб. : Речь, 2006. — 192 с.
80. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб. : Питер, 2001. С. 368.
81. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. — М. : Владос, 2003. — 133 с.
82. Чеснокова Е. Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л. А. Регуш. — СПб., 2001. — 264 с.
83. Чечельницкая С. М., Михеева А. А., Ковалева А. В. и др. / Отчет по проекту «Разработка программы профилактики социально-значимых заболеваний у детей и подростков с отклоняющимся поведением». — М., 2003. — 218 с.
84. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие — М. : Айрис-пресс, 2005. — 112 с.
85. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие. — М., 2004. — 176 с.
86. Шипицына Л. М. Диагностика наркоманий у подростков групп риска. // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. / под ред. Реана А. А. — СПб., 2000. С. 146–147.
87. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. — М. : Ин-т психологии РАН, 1999. С. 320–322.
88. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М. : Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.
89. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб. : Речь, 2006. — 260 с.
90. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления у школьников. — М. : Педагогика, 1980. — 240 с.
91. Adler, A. Menchenkenntnuss / A. Adler — Franfurkt am Main; Haburg; Fischer Buchert, 1971. — 254 S.
92. Hoffman L. W., Thornton A. D., Manis I. D. The j value of children to parents in the United States // Journal of population. — 1978. V. 1. № 2.
93. Lazarus R. S., Perez M., Reiherts M. Coping and Health: a situation — bihavior approach. Hogrefe and Huber Publishers, 1992. — Pp. 76–81.
94. Lazarus R. S., Perez M., Reiherts M. Stress, Coping and Health: a situation — approach: theory, methods, application. — Hogrefe and Huber Publishers, 1992. — Pp. 37–42.
95. Lloyd G. «Chosen with Care?: Responses to Disturbing and Disruptive Behaviour», Edinburgh: May House Publications, 1992. — Pp. 45–53.
96. Merton R. K. Social Theriy and social structure. Glencoe, 111: The Free Press, 1968.
97. Montgomery P. Media-based behavioural treatments for behavioural disorders in children (Cochrane Review). In: The Cochrane Library, Issue 1, Oxford: Update Software, 2003. — Pp. 127.
98. Offer D., Offer J. Tree developmental routes through normal male adolesense// Adolescent Psychiatry, 1976. V. 47.
99. Parsons T. Deviant // Social deviance. Philadelphia, 1975. — Pp. 127–256.
100. Philips M., Human L. Adaptation and his failures. Academic Press, N-Y & London, 1968. — Pp. 245–261.
101. Rainer Zwisler. Einführung in die Pädagogische Psychologie. 4. Auflage. Weinheim und München, Psychologische Verlags Union, Beltz, 1994. — 356 S.
102. Snyder H. Juvenile Justice in America // Juvenile Justice Systems / Ed. By N. Bala, J. Hornick, H. Snyder, J. Paetsch. Toronto: Toronto Educational Publ., 2002.
103. Snyder H., Sickmund M. Juvenile offenders and Victims: 2006 National Report, Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention. 2006 // http: // jjjdp.ncjrs/gov/ojststbb/nr2006/downloads/NR2006.pdf
104. Tyszkowa M. Zachowanie sie dzieci szkolnych w sytuacjach trudnych. Warszawa. 1986. 3-е wyd. — 374 s.
105. Willifms T., Lills P. Youth suicide prevention by primary healthcare professionals. Christchurch: New Zealand Health Technology Assessment., 1985. Pp. 120–127.
106. Материалы центрального информационного портала Ассоциации терапевтических сообществ «Монар»: http://www.monar.org/russian.html
Интернет ресурсы:
107. Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации, коррекции и образования «Ариадна» http://www.arnar.ru/
108. Сайт Центра социальной адаптации св. Василия Великого http://svtvasilij.ru/
109. Сайт Государственного бюджетного учреждения «Социальный центр реабилитации «Возрождение» http://kidshelp.ru/
110. Сайт проекта помощи подросткам «Дети улиц» http://www.life-nv.ru/bibliovaktsina/8-bibliovaktsina/7-proekt-deti-ulits.html

MARC record