Шаповалова В. С. , Челышева И. В.

Профессиональное самоопределение школьников : теория, история, практика: монография
 
 
ISBN: 978-5-4475-9417-6
УДК: 37.047
ББК: 74.200
DOI: 10.23681/480172
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018
Number of pages: 394
Под редакцией: Шаповаловой В.С.
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation

Монография посвящена рассмотрению вопросов истории, теории и практики профессионального самоопределения школьников в России и за рубежом. Авторами представлен историко-педагогический, теоретический и методический анализ выбора профессии с точки зрения содержания, организационных форм, методики и диагностики, выявления основных направлений и перспектив дальнейшего ее развития в российском образовательном пространстве.
В монографии проанализированы базовые понятий профориентологии, этапы исторического развития теории и практики профессионального самоопределения школьников в России и за рубежом, рассмотрены их возрастные и индивидуальные особенности; связанные с выбором профессии; обозначены основные позиции профориентационной работы в современной социокультурной и образовательной парадигме; представлена нормативно-правовая база, обеспечивающая профессиональную занятость несовершеннолетних граждан.
Монография включает не только теоретические аспекты изучаемой проблемы, но и практические рекомендации, содержит богатый диагностический инструментарий, методики и технологии профориентационных игр и упражнений.
Для студентов педагогических колледжей и вузов, учителей, работников дополнительного образования, организаторов внеклассной работы в школе, магистрантов и аспирантов.

Contents

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1995.
2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987.
3. Авдуевская Е. П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.
4. Блонский П. П. Выбор профессии. Избр. пед. соч. М., 1961.
5. Блонский П. П. На путях к политехнизму. Избр. пед. соч. М., 1961.
6. Блонский П. П. О фуркации на втором концерне школы второй ступени. Избр. пед. соч. М., 1961.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1970.
8. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.
9. Бондаревский В. Б. Изучение и развитие интересов учащихся. М., 1960.
10. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988, № 1.
11. Величко Л. И., Аврутина А. М. Как выбрать профессию. М., 1992.
12. Вербова К. В. Классный руководитель и его роль в формировании жизненных планов старшеклассников // Сб. Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников. М., 1971.
13. Вершинин С. И. Как оценивать эффективность профориентации школьников // Школа и производство. 1990. № 6.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 5. М., 1998.
15. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып. 3. М., 2000.
16. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
17. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.
18. Голомшток А. И. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. М.: Педагогика, 1979.
19. Гриншпун С. С. Организация профориентации школьников в Великобритании // Педагогика. 2005, № 7. С. 100–105.
20. Гурова Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. 2000, № 10. С. 32–38.
21. Дистервег Ф. О самосознании учителя. Избр. пед. соч. М., 1956.
22. Достоевский Ф. М. Житие великого грешника // Собр. соч.: В 30 т. Т. 9, М.: Наука, 1976. С. 126.
23. Жизненные планы молодежи // Сб. статей. Свердловск: Изд-во УРГУ, 1996.
24. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ) / Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1985.
25. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов на Дону, 1972.
26. Журнал личных планов и достижений / Сост.: С. П. Гуляева, A.A. Цукер. Новокузнецк: ИПК, 2004.
27. Занятость населения России. Ближайшее будущее без иллюзий / Под ред. Ф. Прокопова. М., 1992.
28. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.
29. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Академический проект, Екатеринбург, 2003.
30. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособи для высшей школы. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
31. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/ Д. 1997.
32. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие для студ. ф-тов психол. Государственных ун-тов. М., 1992.
33. Изучение и развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей старшеклассников // Методические рекомендации под ред. Н. Н. Захарова. Пермь, 1984.
34. Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Л.: Лениздат, 1969.
35. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация / Под ред. Э. Ф. Зеера. Л.: Лениздат, 1990.
36. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.
37. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1956.
38. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение, 1988.
39. Климов Е. А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990.
40. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/ Д, 1996.
41. Климов Е. А. Путь в профессию. Л.: Знание, 1974.
42. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
43. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
44. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М., 1992.
45. Коменский Я. А. Великая дидактика. В кн.: «Ян Амос Коменский». Избр. пед. соч. М., 1955.
46. Кон И. С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1980.
47. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
48. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984.
49. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.
50. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
51. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
52. Кондаков И. М. Диагностика профессиональных установок подростков. // Вопросы психологии. 1997. № 2.
53. Кононова Н., Добрышева Т. Профориентационные молодежные трудовые отряды // Народное образование. 2003. № 3.
54. Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект // Педагогика. 1993. № 5. С. 33–37.
55. Коупленд Н. К. Психология и солдат. М., 1958.
56. Крупская Н. К. Дать кадры всем участникам соцстроительства. Пед. соч. Т. 5. М., 1959.
57. Крупская Н. К. О политехнизме. Пед. соч. Т. 4. М., 1959.
58. Крупская Н. К. Отзыв на рукопись сборника по вопросу о профориентации. Пед. соч. Т. 10. М., 1959.
59. Крупская Н. К. Семилетка на фабрике. Пед. соч. Т. 4. М., 1959.
60. Кукурина И. Г. Методика изучения трудовой мотивации. М., 1990.
61. Кульневич С. В. Менеджмент профессионального самоопределения. Воронеж, 1998.
62. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.
63. Лепелетье Л. М. План национального воспитания. В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики // Под ред. А. И. Пискунова. М., 1971.
64. Лисовский В. Т. Жизненные планы молодежи // в сб.: «Человек и общество». Вып. 3. Л.: Изд. ЛГУ, 1998.
65. Луначарский А. В. О народном образовании. М., 1958.
66. Макаренко А. С. Выбор профессии. Соч.: Т. 5. М., 1958.
67. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1958.
68. Марголин Л. А. Свобода выбора профессий как основная форма социальной свободы. Свердловск, 1986.
69. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
70. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: УЦ Перспектива, 2000.
71. Мацкуляк И. Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М., 1990.
72. Мерлин В. С. Очерки теории темперамента. М.: Просвещение, 1964.
73. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
74. Методика и технология работы социального педагога // Под ред. М. А. Галагузовой. М., 2002.
75. Методика профессиональной профконсультации // Отв. ред. В. Г. Каневец. М.: Высшая школа, 1982.
76. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии. 1975. № 5.
77. Михайлычев Е. А. Проблемы формирования жизненных планов старшеклассников: Дис. … канд. пед. наук. М., 1975.
78. Мясищев В. Н. О потребностях как отношениях человека – ученые записки. М., 1956.
79. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917–1957). М., 1997.
80. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
81. Орел В. Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками: Уч. пособие. Ярославль, 1990.
82. Орлов А. Б. Склонность к профессиям. М.: Знание, 1981.
83. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
84. Петров Ю. Н. Нравственные идеалы и жизненные планы школьной молодежи. – «Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы». М.: Просвещение, 1969.
85. Петров Ю. Н., Филиппов Ф. Р. Жизненные планы выпускников средних школ и их реализация // Социологические проблемы народного образования. Уч. зап. Свердловского пединститута. Свердловск, 1987.
86. Подготовка старшеклассников к жизни / Под ред. Р. Г. Гурова, Г. В. Рычкова. М.: Педагогика, 1979.
87. Понятийный аппарат педагогики образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995.
88. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
89. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990.
90. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1992.
91. Профессиональная консультация школьников: методические рекомендации // Под ред. С. С. Гриншпун. М.: Ассоциация инженеров-педагогов г. Москвы, 1992.
92. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. Сб. науч. Трудов / Отв. ред. В. Н. Шубкин, Д. Л. Константиновский. М., 1985.
93. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 2003. № 5.
94. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2002.
95. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва – Воронеж, 1996.
96. Пряжников Н. С. Игра знакомит с профессией // Народное образование. 2002. № 8.
97. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. Москва – Воронеж, 1997.
98. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. М., 1997.
99. Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991.
100. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999.
101. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., М.: Академия, 2004.
102. Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Изд-во Междунар. пед. академии, 1995.
103. Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1991.
104. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998.
105. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
106. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996.
107. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Проф. А. В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
108. Путь к успеху: выбор профессии, первая работа, планирование карьеры: Справочник для выпускников школ и учреждений профессионального образования всех уровней / Отв. ред. А. К. Юров. Таганрог: Издательство ТГПИ, 2001.
109. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А. А. Деркач. М., 1996.
110. Реан А. А., Бородовская Н. В., Разум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер. 2001.
111. Ретивых М. В., Симоненко В. Д. Как помочь выбрать профессию. Тула, 1990.
112. Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990.
113. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
114. Руссо Ж. Ж. Избр. Соч., Т. 2, М.: ГИХЛ, 1961.
115. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. М.: Мысль, 1970.
116. Савенок П. И. Выбор сферы трудовой деятельности школьников во внеурочное время /методические рекомендации // М.: АПН СССР, 1991.
117. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Челябинск, 1974.
118. Сахаров В. Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982.
119. Сейтешев А. П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Высш. школа, 1982.
120. Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Формирование социально-профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения // Школа и производство. 1990. № 7.
121. Скоморохов Н. Я. Семья и формирование жизненных планов школьников. Педагогический очерк. Ростов н/ Д., 1976.
122. Скоморохов Н. Я. Влияние коллектива на формирование жизненных планов старшеклассников. // Советская педагогика, 1971. № 12.
123. Соловейчик С. А. От интересов к способностям. М.: Знание, 1978.
124. Соломин И. Н., Бендюков Н. А., Ткаченко Л. П. Азбука профориентации 21 века. СПб.: РОСТ, 2001.
125. Сухарев А. Г. Медицинские аспекты профориентации школьников // Школа и производство, 1984, № 2.
126. Теплов В. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
127. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, М. С. Лавиной. М., 1995.
128. Титма М. X. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Таллин, 1982.
129. Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972.
130. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
131. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. проф. А. И. Пискунова. М.: Просвещение, 1971.
132. Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. С. А. Каменева, Т. 4. ч. 1, М., 1936.
133. Чередниченко Г. А., Шубнин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.
134. Чистякова Н. О. Основы профессиональной ориентации школьников / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
135. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987.
136. Чистякова С. Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи. Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993.
137. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
138. Шацкий С. Т. О политехнизме. Пед. соч. Т. 4. М., 1965.
139. Шацкий С. Т. Уклоны. Пед. соч. Т. 4. М., 1965.
140. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
141. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
142. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.
143. Super D. Selfrealization through to work and leisure roles //Educational and vocational guidance. 1985. № 43.

MARC record