Кричевский А. В.

Диалектика бытия и свободы в метафизике: монография
Discipline: Философия
 
 
ISBN: 978-5-4475-2825-6
УДК: 87.1
ББК: 111
DOI: 10.23681/496106
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018
Number of pages: 224
 

No view is available.

The book is accessible only through subscription.

Bibliographic description

Annotation
В монографии анализируется соотношение категорий бытия, небытия и свободы в метафизике. Показано то, каким образом понимание абсолюта в качестве субъекта актуально бесконечного можествования выводит философское размышление об абсолюте за пределы не только онтологии, но и генологии. Рассматривается соотношение онтологического доказательства бытия Бога с метафизическим аргументом в пользу его небытия и показывается философско-мистический смысл последнего. Выстраивается контекст, в котором становится возможным более дифференцированное понимание учения Экхарта о ступенях прорыва духа к абсолюту. Отдельно разработана тема парадоксов актуальной бесконечности в истории метафизики.
Для философов, историков метафизики, специалистов по философии религии и теологов, а также для широкого круга всех интересующихся ключевыми проблемами, с которыми сталкивается искусство философского мышления об абсолюте, свободе и бесконечности.
Ключевые слова: метафизика, онтология, генология, философия религии, философское богословие, актуальная бесконечность, абсолют, бытие, небытие, ничто, свобода.

Contents

Список литературы

1. Beierwaltes W. Denken des Einen: Studien zur neuplatonischen Philosophie und ihrer Wirkungsgeschichte. Frankfurt a. Main: Klostermann, 1985.
2. Beierwaltes W. Identität und Differenz. Fr./M., 1980.
3. Beierwaltes W. Proklos. Fr./M., 1979.
4. Die pseudo-aristotelische Schrift über das reine Gute bekannt unter dem Namen Liber de causis / bearbeitet von Otto Bardenhewer. Freiburg im Breisgau: Herder’sche Verlagshandlung, 1882.
5. G…l [Göschel] Carl Friedrich. Aphorismen über Nichtwissen und absolutes Wissen im Verhältnisse zur christlichen Glaubenserkenntnis. Ein Beitrag zum Verständnis der Philosophie unserer Zeit. Berlin, 1829.
6. Gürsgen Dirk. Henologie und Ontologie: Die metaphysische Prinzipienlehre des späten Neuplatonismus. Würzburg: Königshausen & Neumann GmbH, 2007.
7. [Eckhart] Deutsche Mystiker des vierzehnten Jahrhunderts / Herausgegeben von Franz Pfeiffer. Zweiter Band: Meister Eckhart. Göttingen 1906.
8. [Eckhart] Meister Eckharts mystische Schriften: In unsere Sprache übertragen von Gustav Landauer. Berlin: Karl Schnabel, 1903.
9. Eckhart, Meister. Der Morgenstern / Ausgewählt, übersetzt und eingeleitet von Hans Giesecke. B., 1964.
10. Eckehart, Meister. Schriften / Aus dem Mittelhochdeutschen übertragen und eingeleitet von H. Büttner (Volksausgabe in I Band). Jena, 1993.
11. Eckhart, Meister. Die deutschen Werke: In 5 Bd. / Herausgegeben von Josef Quint. Stuttgart 1936–1997.
12. Flasch K. Meister Eckhart: Philosoph des Christentums. München, 2010.
13. Flasch K. Wenn Gott nicht gerecht wäre. Philosoph des Christentums: Meister Eckharts Werke und Predigten // Das 14. Jahrhundert - Abschied vom Mittelalter. München, 2000.
14. Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1961.
15. Hegel G.W.F. Werke. Auf der Grundlage der Werke von 1832-1845 neu edierte Ausgabe. Redaktion Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel, Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1979.
16. Krüger, Malte Dominik. Göttliche Freiheit: Die Trinitätslehre in Schellings Spätphilosophie. Tübingen, 2008.
17. [Plotin] Die Enneaden des Plotin / Übersetzt von H. F. Müller. Berlin, 1878.
18. [Plotin] Les Ennéades de Plotin / Par M.-N. Bouillet. Paris, 1861.
19. Proklos Diadochos. Kommentar zum platonischen Parmenides / Übersetzt, mit einer Einleitung und Anmerkungen versehen von Hans Günter Zekl. Würzburg: Verlag Königshausen & Neumann, 2010.
20. Rilke R.M. Werke in sechs Bänden. Frankfurt am Main, 1984.
21. Schmitt G. The Concept of Being in Hegel and Heidegger. Bonn, 1977.
22. Schelling F.W.J. Sämmtliche Werke. Stuttgart und Augsburg, 1856–1861.
23. Schelling F.W.J. Urfassung der Philosophie der Offenbarung. Teilbd. 1, 2. Hamburg, 1992.
24. Splett J. Die Trinitätslehre G.W.F. Hegels. Freiburg – München, 1984.
25. Августин Аврелий. О Троице. – Краснодар: «Глагол», 2004.
26. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Том II: Интегральное описание языка и системная лексикография. – Москва: «Языки русской культуры», 1995.
27. Асмус В. Ф. Античная философия. – М.: «Высшая школа», 1976.
28. Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю. – СПб: Изд-во Института «Высшая религиозно-философская школа», 2012.
29. Вайцзеккер К. Ф. Физика и философия // Вопросы философии. – 1993. № 1. С. 115–125.
30. Гегель Г.В. Ф. Наука логики: В 3 т. – М., 1970–1972.
31. Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М.: «Мысль», 1974–1977.
32. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.
33. Доброхотов А. Л. К публикации перевода «Книги о причинах» // Историко-философский ежегодник. 1990. – Москва: «Наука», 1991. С. 188–189.
34. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – Москва, 1987.
35. Жильсон Э. Бытие и сущность // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. – Москва, 2004.
36. Книга о причинах (Книга Аристотеля об истолковании чистого блага) / Перевод М. Ю. Скворцова // Историко-философский ежегодник. 1990. – Москва: «Наука», 1991.
37. Кричевский А. В. Абсолютный дух сквозь лики триединства: Сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга. Москва: ИФ РАН, 2011. В электронном виде полный текст книги доступен на сайте Института философии РАН по адресу: http://iph.ras.ru/elib/monogr.html или http://iph.ras.ru/krichevskiy.htm (личная страница автора).
38. Кричевский А. В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. Москва: ИФ РАН, 2009. В электронном виде полный текст книги доступен на сайте Института философии РАН по адресу: http://iph.ras.ru/elib/monogr.html или http:// iph.ras.ru/krichevskiy.htm (личная страница автора).
39. Кричевский А. В. Сила небытия: Метафизика за пределами онтологии. – Москва – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 591 с.
40. Месяц С. В. Начала метафизики Прокла (Введение к переводу некоторых теорем «Начал теологии») // Прокл. Начала теологии. Перевод теорем 1-33 / пер. с древнегреч. Месяц С.В. // АРХЭ. Труды культурологического семинара. Вып. 5. – М.: РГГУ, 2009, стр.203–234.
41. Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. – Москва, 1979–1980.
42. Пикунова А. Оптика жуткого «Unheimlich – опыт» в новеллах Эдгара По // Опыт и чувственное в культуре современности: Филос.-антропол. Аспекты. – М.: ИФ РАН, 2004. С. 133, примечание [6]; публикация на сайте ИФ РАН: http://iph.ras.ru/elib/Opyt_chuv_6.html.
43. Платон. Соч.: В 3 т. – Москва, 1968–1972.
44. Платон. Парменид / Перевод, введение, комментарии, приложение указатель имен Ю. А. Шича-лина. – СПб.: Издательство РХГА, 2017. С. 188.
45. Плотин. Шестая эннеада. Трактаты VI–IX / Перевод с древнегреческого и послесловие Т. Г. Сидаша. – СПб., 2005. С. 217–292.
46. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона / пер. с древнегреч. Д. Ю. Лукомского. – СПб.: Мiръ, 2006.
47. Прокл. Первоосновы теологии. М.: «Прогресс», 1993.
48. Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта: Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего средневековья. – Москва, 2011.
49. Топоров В. Н. Мадхьямики и элеаты: несколько параллелей // Индийская культура и буддизм. – Москва, 1972. С. 51–68.
50. Франк С. Л. Сочинения. – Москва: «Правда», 1990.
51. Франк С. Л. О невозможности философии (письмо к другу) // Вестник русского христианского движения. – Париж – Нью-Йорк – Москва, 1977. № 121.
52. Хайдеггер М. Закон тождества // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – Москва, 1991. С. 69–79.
53. Хорьков М. Л. Майстер Экхарт: Введение в философию великого рейнского мистика. – Москва: «Наука», 2003.
54. Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Философия и общество. 2005. № 1. С.5–15.
55. Шеллинг Ф.В. Й. Философия откровения. Т. 1. – СПб.: «Наука», 2000.
56. Экхарт, Майстер. Трактаты. Проповеди / Изд. подгот. М. Ю. Реутин. – Москва: Наука, 2010.

MARC record