Бедина Н. Н.

Эсхатологические смыслы в притчевом хронотопе «Повести о Горе-Злочастии» / Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 18: научное издание
 
 
УДК: 821.161.1
ББК: 83.3(2Рос=Рус)4
DOI: 10.23681/500010
 
Москва, Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2019
Number of pages: 20
 

No view is available.

Bibliographic description

Annotation
«Повесть о Горе-Злочастии» осмысляется как религиозно-философское сочинение, представляющее собой оригинальную переработку сюжетной модели притчи о блудном сыне. В сюжетно разработанном повествовании об индивидуальной человеческой судьбе, в образах понятных и, видимо, актуальных для Руси XVII в., автор Повести точно и полно изложил основные вопросы православной антропологии и сотериологии. Повествование, параллельное ветхозаветному сюжету о грехопадении первых людей, заканчивается констатацией изменения, «замутнения» природы человека вследствие грехопадения, далее исследуется жизнь в стране чужой, дальней – земная природа изгнанного из рая человечества. Одним из ключевых вопросов здесь является вопрос о природе зла. Семантическим ключом ко второй части Повести служат слова притчи о блудном сыне: «брат твой сей был мертв и ожил» (Лк. 15: 32). Библейские параллели в осмыслении пути героя в пространстве земного существования сочетаются с архаико-фольклорными маркерами мира смерти как обратного отражения мира живых. Переезд героя через реку из «чужой страны» на «свою сторону» после покаянной «напевочки» и уход его в монастырь (в «попечение о смерти») приобретают в притчевом хронотопе Повести дополнительные эсхатологические коннотации.

Список литературы

1. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля древней Руси. – M.; Л., 1947.
2. Алехина Л. И. Текстологические заметки к Повести о Горе-Злочастии // Русская литература. 1991. № 1. – С. 142–144.
3. Бакланова Н. А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII–XVIII веков // Исследования и материалы по древнерусской литературе. – М., 1971. – С. 160–170.
4. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. – СПб., 1861.
5. Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. – СПб., 1881.
6. Гаспаров Б. М. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М., 2000.
7. Горский А. А. «Всего еси исполнена земля русская…»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки. – М., 2001.
8. Григорий (Дьяченко). Объяснение воскресных и праздничных Евангелий всего года. – М.: Изд-е Сретенского монастыря, 1997.Ч. I.
9. Гурий, еп. Богозданный человек. Опыт православной теодиции жизни // Богословские труды. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1974. Сб. 12.
10. Демин А. С. «Повесть о Горе-Злочастии» // История древнерусской литературы: Аналитическое пособие. – М., 2008. – С. 738–744.
11. Демкова Н. С. Евангельская притча о блудном сыне и ее русские интерпретации XVII века // Демкова Н. С. Средневековая русская литература. Поэтика, интерпретации, источники. Сб. ст. – СПб, 1997. – С. 135–146.
12. Демкова Н. С., Лихачев Д. С., Панченко A. M. Сюжетное повествование и новые явления в русской литературе XVII века // Истоки русской беллетристики. – Л., 1970.
13. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. – М., 1997.
14. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о человеке. – М., 1997.
15. Канон Великий, творение св. Андрея Критского. Репринт. изд. – СПб., 1994.
16. Кечерукова М. А. Жанровая специфика и проблематика романов-притч Уильяма Голдинга 1950–1960-х годов: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2009. URL: http://cheloveknauka.com/zhanrovaya-spetsifika-i-problematika-romanov-pritch-uil... (дата обращения: 12.02.2017).
17. Левина Е. Д. Притча в музыкальном театре Бенджамина Бриттена: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996. URL:http://cheloveknauka.com/pritcha-v-muzykalnom-teatre-bendzhamina-brittena (дата обращения: 12.02.2017).
18. Лихачев Д. С. Иносказание «жизни человеческой» в «Повести о Горе-Злочастии» // Вопросы изучения русской литературы XI–XX веков. – М.; Л., 1958.
19. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. – СПб., 2014. (Культурный код).
20. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. – М.: Изд-е Московской патриархии, 1991.
21. Охтень С. А. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Горе-Злочастии» в ее отношении к книжной и фольклорной традициям Древней Руси: дис. ... канд. филол. наук. – Омск, 2002.
22. Панченко А. М. Литература второй половины XVII в. // История русской литературы X–XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980.
23. Повесть о Горе-Злочастии / подг. текста и коммент. Е. И. Ванеевой) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко. – СПб., 2006. Т. 15: XVII век. – С. 31–43.
24. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). – СПб., 1996.
25. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. – М., 2000.
26. Путилов Б. Н. Песня «Добрый молодец и река Смородина» и «Повесть о Горе-Злочастии» // Труды отдела древнерусской литературы. – М.; Л., 1956. – С. 222–235.
27. Радь Э. А. Модификация сюжета о блудном сыне в древнерусской литературе // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 1. – С. 95–101.
28. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб.: Изд-е СПб. Духовной Академии, 1904. Т. 10, Кн. 2.
29. Феофилакт Болгарский, бл. Толкование на Святое Евангелие. – М.: Изд-во Летопись, 2015.
30. Филипповский Г. Ю. Динамическая поэтика русской литературы. – СПб., 2008.
31. Филипповский Г. Ю. Средневековая идентичность «Слова о полку Игореве». – Ярославль, 2014.
32. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

MARC record