Инклюзивное образование – образование для всех : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 15 сентября – 1 ноября 2019 г.: материалы конференций
 
 
ISBN: 978-5-4499-0478-2
УДК: 371
ББК: 74.02
 
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019
Number of pages: 207
 

No view is available.

Bibliographic description

Annotation
В российском обществе приоритетными считаются задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Особо остро стоит проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным конструктивным шагом на этом пути является возможность введения инклюзивного образования в современных российских образовательных учреждениях. Авторы статей, вошедших в этот сборник, в своих работах предлагают пути решения данной проблемы на уровне детского сада и начальной школы, рассматривая как традиционные, так и оригинальные методики, в том числе затрагиваются проблемы подготовки воспитателей и преподавателей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Contents

Список литературы

1. Е. Ю. Бухтаярова. Программа развития связной речи детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012. ― 203 с.
2. О. С. Ушакова. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. ― М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. ― 192 с.: ил.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO ― М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. ― М., «Владос», 2003.
5. Лусс Т. В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. / Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. ― М. «Академия», 2002. ― С. 425–438.
6. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ― М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. ― 368 с.
7. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждений и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. ― М. : Просвещение, 2007. ― 79 с.
8. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. ― М. : Мозаика-Синтез, 2011. ― 144 с.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. ― М. : Академия, 2005. ― 448 с.
10. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др. ― М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. ― 167 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. ― М., 2014. ― 144 с.
12. Ефтифеева Н. Г., Иваненко А. А. Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. // Журнал СОННЭТ. ― 2018. ― № 2 (18). ― URL https://son-net.info/sensornaya-komnata-kak-uslovie-psixologo-pedagogicheskogo-s... (дата обращения: 27.10.2019).
13. Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании № 4 (17), октябрь-декабрь 2008.
14. Елфимова Н. В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. / Н. В. Елфимова. ― М.: Просвещение, 1991. ― 256 с.
15. Мухина В. С. Детская психология. / В. С. Мухина. ― М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. ― 352 с.
16. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. ― Москва «Владос», 2008.
17. Токарева С. Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С. Н. Токарева. ― М.: МГУ, 1989. ― 97 с.
18. Давыдова С. И. Выполнение умственно отсталыми детьми дошкольного возраста заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции. // Дефектология. ― 1973. ― № 2
19. Катаева А. А., Давыдова С. И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием образца и словесной инструкции. // Дефектология. ― 1976. ― № 1. ― С. 69–74.
20. Катаева А А., Стребелева Е. Л. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе. / В кн. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. ― М., 1991. ― С. 4–13.
21. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. ― М.: Просвещение, 2005.
22. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. ― М., 1981.
23. Мухина В. С. Возрастная психология ― М: Изд. Центр «Академия», 2003 ― С. 608.
24. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ― СПб: Речь, 2005 ― С. 208.
25. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей ― СПб: Изд. «Речь», 2007 г. ― С. 136.
26. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду ― М: Книголюб, 2005 ― С. 64.
27. Венгер А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста ― Томск, 1993. ― С. 69.
28. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. ― М., 1988 ― С. 136.
29. Реана А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа ― М: АСТ, 2010. ― С. 576.
30. Рудик О. С. Как помочь аутичному ребенку. ― М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. ― 207с.
31. Лебединская К. С,. Никольская Е. Р., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения. ― М.: Просвещение, 1989. ― 95 с.
32. Выготский Л. С. Основы дефектологии. ― СПб.: Лань, 2003.
33. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта ―М.: Просвещение, 2005. ― 272 с.
34. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод, пособие для педагогов общего и спец. образования. ― М.: ВЛАДОС, 2003.
35. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. ― М. : Владос, 2004.
36. Выводы и рекомендации 48-й сессии международной конференции по образованию (мко): Инклюзивное образование: путь в будущее. www.ibe.unesco.org
37. Дианова, В. И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения: (из опыта работы пилотных площадок интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае) / В. И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ― 2010. ― № 4. ― С. 19–24.
38. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. ― 2010. ― № 1. ― С. 6–22.
39. Екжанова, Е. А. От интеграции к инклюзии / Е. А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. ― 2010. ― № 16. ― 16–31 августа. ― С. 34–37.
40. Загуменнов Ю. Л. Организация инклюзивного образовательного процесса в современной школе // Образовательная среда региона: от локальных инициатив к сетевому взаимодействию: Материалы открытой очно-дистанционной научно-практической конференции / МГИРО. ― Минск: МГИРО, 2011.
41. Малофеев, Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская; отвечает О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ― 2010. ― № 5. ― С. 6–11.
42. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. ― 2010. ― № 1. ― С. 77.
43. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. / под ред. Ю. Л. Загуменнова. ― Минск: Ковчег, 2009. ― 264 с.
44. Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски : сб. науч.-практ., проектных и метод. материалов / сост. О. Н. Ертанова. ― М. : Ин-т пед. инноваций РАО, 1999. ― 240 c. ― (Проблемы образования детей с особенностями развития и инвалидностью / под общ. ред. В. И. Слободчикова ; науч. ред. В. К. Зарецкий ; вып. 2).
45. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алёхиной, М. М. Семаго. ― М.: МГППУ, 2012. ― 156 с.
46. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
47. Специальная психология и коррекционная педагогика: дидактический материал: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. ― Льдокова Г. М., Макарова О. А., Пьянова Е. Н.; науч. ред. Г. М. Льдокова. ― Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2014. ― 534 с.
48. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
49. Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития / Т. В. Эксакусто, О. Н. Истратова. ― Ростов н/Д: Феникс, 2014. ― 254 с. ― (Психологический практикум).
50. Утюмова Е. А. Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-algoritmicheskih-umeniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения 05.07.2019.)
51. Рафикова Н. В. Использование опорных схем в работе с детьми. [Электронный ресурс] https:// urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596090/ (Дата обращения 05.07.2019.)
52. Феклистова М. В. Опорные сигналы и схемы в работе с детьми. [Электронный ресурс] http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=44888 (Дата обращения 05.07.2019.)
53. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. ― М.: Книголюб, 2009. ― С. 2.
54. Волосовец Т. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник нормативных документов. ― М.: Национальное образование, 2016. ― С. 6–8.
55. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР // Дошкольная педагогика, 2007 ― № 1 ― С. 1–7.
56. Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Международной научной конференции. ― Казань: Издательство «Бук», 2018. ― С.11–15.
57. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. ― М.: ТЦ Сфера, 2011. ― 80 с.
58. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила безопасности дорожного движения». ― М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. ― 80 с.
59. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. / сост. Майорова Ф. С. ― М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2007. ― 88 с.
60. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. ― СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. ― 64 с.
61. Правила дорожного движения дошкольникам / сост. Черепанова С. Н. ― М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2009. ― 80 с.
62. Березкина-Орлова. Ориентированная психотехника актера: методические рекомендации к проведению тренинга / Орлова. ― М.: Институт общегуманитарных исследовний,1993. ― 224 с.
63. Бирюкова. Двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практической психологии и психоанализа. ― 2001. ― № 1–2. ― С. 3–9.
64. В. А. Корнеева. Сенсомоторная коррекция нейропсихологических дисфункций у детей с элективным мутизмом.
65. А. Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей.
66. Власенко, О. П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. Издательство «Учитель», 2007 г. ― С. 9.
67. Евтушенко, И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. Издательский центр «Академия», 2003 г. ― С. 26, 78.
68. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера, Москва. ― 2009.
69. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / под ред. Е. А. Медведевой. ― М.: Издательский центр «Академия», 2002.
70. Багрова И. Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников (монография). ― Москва 1993 г.
71. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Под ред. В.И.Селиверстова. ― М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
72. Постановление Правительства Российской Федерации № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» учреждена государственная служба медико-социальной экспертизы (МСЭ). 1996 г.
73. Башина В. М. Аутизм в детстве. ― М.: «Медицина», 1999.
74. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. ― СПб.: «Речь», 2007.
75. Осипова А. А. Общая психокоррекция. ― М.: ТЦ Сфера, 2002.
76. Л. С. Выготский. «Психология искусства».
77. Л. А. Мазель. «Строение музыкальных произведений».
78. М. И. Лисина. «Проблемы онтогенеза общения». ― М. 1986 г.
79. В. В. Зеньковский. «Психология детства».
80. Л. В. Чернецкая. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов-на Дону. 2008.
81. А. И. Шипицына. «Азбука общения». 2003.
82. А. И. Буренина. «Коммуникативные танцы ― игры». ― Санкт-Петербург. 2004 г.
83. А. Ганнушкина. «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников». ― М. 2003 г.
84. Алексеев. «И танцы лечат». Ст. ж. «Обруч» № 3 ― 1998 г.
85. Н. Г. Куприна. « Коммуникативные игры и танцы в воспитании детей». Ст. ж. «Музыкальная палитра». № 3 ― 2003 г.
86. Т. Н. Сенгеева. «Психологическое сопровождение адаптации учащихся начальной школы» (БРИОП Улан-Удэ.)
87. Материалы российской научно-практической конференции «Социальная дезадаптация: нарушение поведение у детей и подростков». ― М. 1996 г.
88. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Джин Айрес: [пер. с анг. Юлии Даре]. ― М.: Теревинф. 2009.
89. Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности кинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. 1989. № 3. ― С. 5-8.
90. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. ― М.: Издательский центр «Академия», 2006. ― 240 с.
91. Метиева Л. А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. ― М.: Издательство «Книголюб», 2008. ―128 с.
92. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. ― М., 2001. ― 333 с.
93. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б. Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. ― СПб.: ЛитРес, 2009. ― 464 с.
94. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. ― М.: Просвещение, 1997. ― 288 с.
95. Горбачева, В. А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей / В. А. Горбачева. ― М.: Просвещение, 1999. ― 221 с.
96. Козловская, Г. Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Козловская. ― Ставрополь, 2009. ― 245 с.
97. Патопсихология: теория и практика : учебное пособие / Под ред. И. Ю. Левченко. ― М.: Академия, 2013. ― 224 с.
98. Шипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. ― 1993. ― № 4. ― С. 45–51.
99. Бурлова Н. Б. Социальная защита детства / Н. Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. ― 2012 № 10, с. 56-60.
100. Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П. В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. ― 2012, № 7, с. 42-45.
101. Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями // интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru // режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences
102. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева ― М.: Просвещение, 2005, 272 с.
103. Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011.
104. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду ― М., Центр «Школьная книга» 2010.
105. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. ― М.: Мозаика-Синтез, 2011. ― 144 с.
106. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. ― М., Центр «Школьная книга», 2010.
107. Герасимова, А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5–6 лет. ― М.: Айрис-пресс. 2007 ― 224 с.
108. Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольника. ― ООО «Издательство АСТ», 2003. ― 79 с.
109. Куражева Н. Ю. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального эмоционального и волевого развития детей 5–6 лет ― СПб.: Творческий центр, 2012. ― 155 с.
110. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. ― СПб: КАРО. 2007. ― 92 с.
111. Позднякова А. В., Шевченко М. В., Казакова А. С., Крапивкина О. А. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. ― 2016. ― № 17. ― С. 149-154. ― URL https://moluch.ru/archive/121/33479/ (дата обращения: 30.05.2019).
112. Темербекова А. А. Психолого-педагогическая диагностика образования дошкольников // Интеграция образования, 2005. № 4. С. 67–71.
113. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 29.05. 2019).
114. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. ― Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. ― 88 с.
115. Юдина, Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. ― М.: ВАКО, 2010. ― 128 с.
116. Арутюнова, Ю. П. Современные образы в школе / Ю. П. Арутюнова. ― М.: Эксмо, 2015. ― 496 c.
117. Гордеева, М. Т. Педагогика: Учебное пособие / М. Т. Гордеева. ― М.: ЮНИТИ, 2013. ― 447 c.
118. Выступление Е. Ямбурга, директора московского Центра образования №109.
119. Кандобарова, Э. Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э. Б. Кандобарова. ― М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА. ― М, 2012. ― 208 c.
120. Федеральный Государственный образовательный Стандарт основного общего образования.
121. А. Г. Асмолов. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
122. Заяшникова О. В. Особенности детей с задержкой психического развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(71).
123. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
124. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014
125. Словарь-справочник воспитателя / Авт.-сост. С. С. Степанов. ― М.: ТЦ Сфера, 2008.
126. Кириллова Ю. А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп детского сада от 3 до 7 лет. ― СПб., 2012. ― С.4–8.
127. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
128. Русское народное творчество в детском саду. А. П. Усова.
129. Красна изба…. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом».

MARC record